М.И. Глинка и его русские ученики в Европе: опыт контекстуального анализа одной забытой истории

Аннотация:

В статье анализируется роль М.И. Глинки в подготовке и стажировке в Европе русских певцов: П.М. Остроумова-Михайлова и С.С. Гулака-Артемовского. На основании исторических документов характер работы Глинки с молодыми исполнителями изучается в сравнении с опытом подготовки и стажировки в Европе русского певчего Н.К. Иванова, ставшего признанным европейским оперным премьером.

Освещается кратко биография Остроумова-Михайлова и Гулака-Артемовского до момента начала их учебы у Глинки. Подчеркивается сформировавшееся у Глинки понимание необходимости избавить певцов от государственной зависимости. Реконструируется процесс поиска Глинкой меценатов, способных поддержать певцов в годы их европейской стажировки. Впервые открывается участие М.Д. Волконского и П.Н. Демидова в организации учебы Остроумова-Михайлова и Гулака-Артемовского. В научный обиход вводятся сведения об условиях их учебы, анализируется характер финансирования стажировки музыкантов, особенности европейских выступлений русских певцов, их участии в ряде оперных постановок в Италии.

Существенное значение приобретает анализ опыта профессиональной работы с русскими исполнителями европейских педагогов и его сравнение с той методикой работы с вокалистами, что была характерна для Глинки. Немалое внимание уделяется осмыслению причин, по которым стажировка у европейских педагогов так и не позволила Остроумову-Михайлову и Гулаку-Артемовскому укорениться в европейской оперной культуре. Подчеркивается роль Россини, продвигавшего Иванова на европейскую сцену и отсутствие подобного наставника у молодых русских певцов, пагубным образом сказавшееся на их европейской судьбе.

Прослеживается история возвращения Остроумова-Михайлова и Гулака-Артемовского в Россию, а также их дальнейшая карьера в императорских театрах.

Abstract:

The article analyzes the role of M.I. Glinka in training Russian singers—P.M. Ostroumov-Mikhailov and S.S. Gulak-Artemovsky— as preparation for their internship in Europe. Based on historical documents, the article compares the nature of Glinka’s work with young musicians with the training the Russian chorister N.K. Ivanov received in Europe, where he later became an established lead opera singer.

The article provides a brief biographical overview of Ostroumov-Mikhailov and Gulak-Artemovsky before their studies with Glinka. It emphasizes Glinka’s understanding for the need to free singers from their dependence on the state. The article traces back Glinka’s search for the patrons of art who could support singers during their European internship. The work provides the first mention of the role of M.D. Volkonsky and P.N. Demidov in organizing the studies of Ostroumov-Mikhailov and Gulak-Artemovsky. It is the first attempt to describe the conditions of their study. It analyses the sources of financing the internship, the peculiarities of performances made by Russian singers in Europe and their participation in a number of opera performances in Italy.

It is crucial to analyse and compare professional approaches of European teachers to training Russian performers with Glinka’s methodology of working with vocalists. The article explores the reasons why an internship with European teachers did not allow Ostroumov-Mikhailov and Gulak-Artemovsky to take root in European opera culture. The article highlights the role of Rossini, who promoted Ivanov on the European stage. Russian singers did not have such a mentor, which had a detrimental effect on their career in Europe.

The article traces back the return of Ostroumov-Mikhailov and Gulak-Artemovsky to Russia as well as their further careers in imperial theaters.

Laschenko 2020-3

Скачать статью

Лащенко Светлана Константиновна – доктор искусствоведения, заведующая Сектором истории музыки Государственного Института искусствознания.

Svetlana K. Laschenko is Doctor in Art Studies, Head of the Music History Sector of the State Institute of Art Studies.

You may also like...