«Я над голой музыкой хохотал, как угорелый…». Оперетта Бородина «Богатыри» в письмах Виктора Крылова Николаю Савицкому

Аннотация:

В статье впервые публикуются тексты 22 писем драматурга Виктора Александровича Крылова режиссеру московской оперной труппы Николаю Петровичу (Пантелеймоновичу) Савицкому, обнаруженные в 2020 году в фондах Государственного исторического музея. При подготовке к публикации проведена датировка писем, а их тексты откомментированы.

Письма относятся к 1866–1867 годам. Наибольшая их часть посвящена оперетте Александра Порфирьевича Бородина на либретто Крылова «Богатыри» (1867). Благодаря обнаруженным документам удается последить историю создания оперетты, начиная с возникновения у Крылова ее замысла. Уточнена хронология работы Крыловым над либретто, а Бородина – над музыкой «Богатырей». Раскрываются некоторые ранее неизвестные детали композиторского замысла.

Благодаря подробному описанию Крыловым стадий прохождения пьесы через две обязательные ступени театральной цензуры удалось установить верную дату окончательного разрешения пьесы Театрально-литературным комитетом: 29 июля, а не 29 июня, как считалось ранее. Этот факт объясняет, почему Бородин не успел написать для оперетты полностью оригинальную музыку и был вынужден во многих сценах прибегнуть к пародированию сочинений других композиторов.

Abstract:

The article is the first publication of 22 letters by playwright Viktor Krylov to Nikolay Savitsky, Stage Director of the Moscow Opera Сompany. The letters were discovered in 2020 in the State Historical Museum. The preparation of the article included dating and commenting on the letters.

All the letters date from 1866­ to 1867. Most of them are devoted to Heroic Warriors (1867), an operetta by Alexander Borodin based on the libretto by Krylov. The discovered documents allow to trace back how the operetta was composed, beginning with the emergence of Krylov’s idea. The article clarifies the chronology of Krylov’s work on the libretto as well as Borodin’s work on the music of Heroic Warriors. It also reveals some previously unknown details of the composer’s concept.

Krylov writes in detail about passing two stages of theatrical censorship. It allows to establish the correct date of the final approval by the Theater and Literature Committee: July 29, not June 29 as previously thought. This fact explains why Borodin did not have enough time to compose fully original music for the operetta as well as why he was so often forced to parody works of other composers.

Bulytscheva article 2020-3

Скачать статью

БУЛЫЧЕВА Анна Валентиновна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории зарубежной музыки Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. BULYCHEVA Anna – Candidate in Art Studies, Head of Musical Department of “Helikon-Opera” Theatre, Assistant Professor at Tchaikovsky Moscow State Conservatory. E-mail: anna.bulycheva@inbox.ru

You may also like...