Странствующие оперные труппы в России: компания Локателли

Аннотация:

Появление труппы Локателли в Петербурге в конце 1750-х годов стало одним из самых значимых событий в музыкальной культуре России этого периода и уже давно привлекало внимание ученых. Новые данные, выявленные в архивах в последнее время, потребовали систематизации и интерпретации в общеевропейском контексте.

В статье суммированы разрозненные сведения о распространении оперы buffa в Европе на грани 1750-х годов, постановках популярных сочинений в ведущих европейских центрах, деятельности труппы Локателли в Праге и Дрездене до переезда в Россию (данные сведены в общую таблицу).

Список постановок Локателли заново уточнен и дополнен за счет сведений из зарубежных источников и указателей. Названы оперы из «дрезденского» репертуара труппы, наверняка повторенные в России, но пока еще не идентифицированные документально. Приведены аргументы в пользу того, что существенным поводом для Локателли отправиться в Петербург стала Семилетняя война, что интерес императрицы Елизаветы к комической опере порожден дебатами вокруг «войны буффонов» в парижской прессе и что публика в России в конце 1750-х годов познакомилась с новым жанром комической оперы более полно и разнообразно, нежели в других европейских странах за пределами Италии.

Abstract:

The appearance of the Locatelli troupe in St. Petersburg in the late 1750s became one of the most significant events in the Russian musical culture of this period and has long attracted the attention of scientists. The new data, revealed in the archives recently, required the systematization and interpretation in a global European context.

The article summarizes the scattered information about the distribution of the opera buffa in Europe at the turn of the 1750s, the staging of popular works in leading European centers, the activities of the Locatelli troupe in Prague and Dresden before moving to Russia (all data are systematized in a general table).

The list of Locatelli’s performances has been updated and supplemented on the base of information from foreign sources and indexes. Some operas from the troupe’s «Dresden” repertory, most likely repeated in Russia, but not yet documented, are named. The arguments are declared in favor of the fact that an important reason for Locatelli to go to Saint-Petersburg was the Seven Years’ War, that the interest of Empress Elizaveta Petrovna to the comic opera was engendered by the debates about the Querelle des Bouffons in the Paris press, and that the acquaintance of Russian public with a new genre of comic opera in the late 1750s turned to be more profound and versatile than in other European countries outside of Italy.

1. Lutsker article 18-3

Скачать статью

Луцкер Павел Валерьевич – доктор искусствоведения, доцент кафедры музыкально-прикладного искусства Российской академии музыки имени Гнесиных.

You may also like...