Петербургские оперы буффа В. Мартин-и-Солера: жанровые особенности

Аннотация:

В статье рассматриваются оперы буффа испанского композитора В. Мартин-и-Солера, созданные конце 1780-х – начале 1790-х годов в Петербурге на русскоязычные либретто Екатерины II. Своеобразные условия создания этих произведений обусловили определенную методологию их рассмотрения, основывающуюся на применение принципов исторического, контекстуального и междисциплинарного исследования.

Основная задача работы – выявить и охарактеризовать жанрово-стилистические особенности избранных произведений. Речь идет о признаках бурлеска и травестии как в тексте либретто, так и в музыке, а также о модификации жанра пасторали, акцентирующего жанрово-бытовую стилистику вплоть до цитирования русских народных песен, что привносит в оперу своеобразный национальный акцент. Внимание также уделяется взаимодействию принципов собственно оперы буффа и французской комической оперы, в результате которого формируется смешанный тип оперы буффа с разговорными диалогами.

Впервые в рамках отечественного музыкознания так называемые «русские оперы» В. Мартин-и-Солера являются предметом комплексного анализа, выявляющего их эстетико-стилевую и жанровую направленность и особое положение в истории западноевропейской и русской музыки.

Abstract:

The article deals with the Opera Buffa by the Spanish composer V. Martin-I-Soler created in the late 1780s-early1790s in St. Petersburg on the Catherine II’s Russian language libretto. These works were created under particular circumstances, and for their consideration we used a historical, contextual and interdisciplinary research methods. The main task of the work is to identify and characterize the genre and stylistic features of the selected works. We are talking about the signs of burlesque and travesty both in the text of the libretto and in music, as well as the modification of the pastoral genre. The citations of Russian folk songs bring to the Opera a kind of national accent and emphasize its folkloric style. Attention is also paid to the interaction of the principles of the Opera buffa and the French comic Opera, which resulted in a mixed type of Opera buffa with conversational dialogues.

For the first time in the framework of Russian musicology, the so-called «Russian operas» by V.  Martin-I-Soler became the subject for a comprehensive analysis that reveals their aesthetic, stylistic and genre orientation, and their special position in the history of Western and Russian music.

2. Krjazeva article 18-3

Скачать статью

КРЯЖЕВА Ирина Алексеевна – доктор искусствоведения, профессор кафедры истории зарубежной музыки Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, ведущий научный сотрудник сектора ибероамериканского искусства Государственного института искусствознания.

You may also like...