Вокруг и около «Русских сезонов»: Римский-Корсаков, Делинь, Лифарь

Аннотация:

Статья посвящена особенностям формирования культурного бренда «русских концертов» – «русских сезонов» во Франции и Бельгии в последней четверти XIX – начале XX столетий. История становления традиции рассмотрена как последовательность концертных серий, каждая из которых представляла собой определённый этап развития идеи позиционирования отечественного искусства за рубежом. Нюансы публичного восприятия концертов воссозданы в результате анализа французской прессы.

Мероприятия состоялись в 1878 году (четыре концерта на Всемирной выставке в Париже под управлением Николая Рубинштейна), в 1889-м (два концерта там же под управлением Римского-Корсакова), в 1890-м (один концерт в Брюсселе под управлением Римского-Корсакова), в 1900-м (по одному концерту в Париже и Брюсселе) и, наконец, в 1907 году (пять знаменитых «Исторических русских концертов», организованных Дягилевым в Grand Opéra). Значимой составляющей процесса завоевания симпатий зарубежной публики стало продвижение русских опер, либретто которых перевёл на французский язык Мишель Делинь (Михаил Ашкинази), активно занимавшийся также и подготовками премьер. События биографии Делиня удалось частично выявить в результате исследования архивных документов, что позволяет представить портрет человека не особенно талантливого, но расторопного, авантюриста и искателя выгодных заказов.

Письма к нему Римского-Корсакова, помещённые в приложение к статье, до настоящего времени не публиковались. Эти документы, приобретенные Сержем Лифарём в 1954 году и переданные им в РГАЛИ незадолго до кончины, раскрывают неизвестные ранее нюансы сотрудничества великого композитора и посредственного литератора.

Abstract:

This article considers the creation of the cultural brand «Russian concerts»«Russian seasons» in France and Belgium in the last quarter of the XIX – at the beginning of the XX centuries. Its history is seen as a follow-up of the concert series, every of which was a certain stage in the development of the idea of domestic art’s positioning abroad. The nuances of public reception of concerts are recreated on the basis of the analysis of the French press.

The events took place in 1878 (four concerts at the World Exhibition in Paris conducted by Nikolai Rubinstein), in 1889 (two concerts conducted by Rimsky-Korsakov at the same place), in 1890 (one concert in Brussels conducted by Rimsky-Korsakov), in 1900 (one concert in Paris and one in Brussels) and in 1907 (five famous «Historical Russian concerts», organized by Diaghilev at the Grand Opéra). Promotion of Russian operas became the significant component of the process of winning the foreign public’s sympathies. Michel Delines (Mikhail Ashkinazi) translated the librettos of many Russian operas into French and was actively engaged in preparation of premieres. The Delines’ biography was partially revealed as a result of the study of archival documents, which allows to present a portrait of a not particularly talented, but quick and adventurous man, a seeker for profitable orders.

Rimsky-Korsakov’s letters to Delines, enclosed in the appendix to this article, have not been published yet. These documents, acquired by Serge Lifar in 1954 and transferred to the RGALI shortly before his death, reveal the previously unknown nuances of collaboration between the great composer and the mediocre litterateur.

3. Petuhova 18-3

Скачать статью

ПЕТУХОВА Светлана Анатольевна, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Сектора истории музыки Государственного института искусствознания.

You may also like...