Революция 1917 года и феномен советского музыкознания

Аннотация:

Статья посвящена самому раннему этапу развития советского музыкознания. Характеризуется роль исследовательских институций, созданных после 1917 года, и их влияние на последующее развитие отечественной музыкальной науки. В центре внимания оказываются такие учреждения, как Музыкальный отдел Народного комиссариата просвещения (МУЗО Наркомпроса), Государственная академия художественных наук (ГАХН), Государственный институт музыкальной науки (ГИМН). Особенно отмечаются выдающиеся научные достижения первого поколения советских музыковедов, в числе которых Б.В.Асафьев, Н.А.Гарбузов, М.В.Иванов-Борецкий, К.А.Кузнецов, Г.Э.Конюс, Л.Л.Сабанеев, Б.Л.Яворский. Разностороннее образование ряда ученых способствовало сближению музыковедения с другими науками и определило его соответствие общенаучным критериям: не только музыкальное, но и физико-математическое образование имели Сабанеев и Розенов, юридическое – Ренчицкий, Иванов-Борецкий, Кузнецов, историко-филологическое – Асафьев, геологическое – Гарбузов. Некоторые имели ученые степени, полученные еще в дореволюционные годы в российских и зарубежных университетах.

Отмечается, что  после 1917 развитие отечественного музыкознания осуществлялось в рамках официальных институций, среди которых ведущая роль отводилась научно-исследовательским учреждениям. В них был сформирован тот «образ жизни» науки, который был продолжен и в последующие годы: тематическое планирование исследований, установка на коллективное создание и обсуждение научных трудов. Возникновение феномена «производства научных кадров» позволяет некоторым современным исследователям отсчитывать начало музыкальной науки с первых послереволюционных лет.

Abstract:

The article is devoted to the early stage of the development of Soviet musicology and characterizes the role of research institutions created after 1917, and their influence on the subsequent development of Russian musicology. The focus is on such institutions as the Musical Department of the People’s Commissariat for Education (Narkompros), the State Institute for Musicology (GIMN), the State Academy for Art Studies (GAHN).

 The outstanding scientific achievements of the first generation of Soviet musicologists, such as Boris Asafyev, Nikolai Garbuzov, Georgi Konyus, Konstantin Kuznetsov, Leonid Sabaneyev, and Boleslav Yavorsky are especially remarkable. The versatile education of many of these scholars helped Soviet musicology to come closer to other branches of knowledge. While Yavorsky, Konyus, Konstantin Eiges had solely musical education, many others had qualifications in other fields in addition to those in music: Sabaneyev and Rozenov were physicists and mathematicians, Renchitsky was a lawyer, Ivanov-Boretsky was a lawyer, historian and philologist, Boris Asafyev was a historian and philologist, and Garbuzov was a geologist.

The article notes that in post-revolutionary years Russian musicology was institutionalized, with research institutions being given the leading role. Those institutions shaped a «way of life» for musicology that the latter still follows, e.g. the subject-based planning of research and the principle of collective writing. It is the emergence of the «professional personnel training» system that makes some modern scholars date the birth of Russian musicology back to the early post-revolutionary years.

4. Naumenko article 18-3

Скачать статью

НАУМЕНКО Татьяна Ивановна – доктор искусствоведения, профессор, прорек-тор по научной работе, заведующая кафедрой теории музыки Российской академии музыки имени Гнесиных

Tatiana I. NAUMENKO is a Doctor of Art Studies, Full Professor, Vice Rector for Research Activity, Head of the Music Theory Department, Gnessins Russian Academy of Music

E-mail: t.i.naumenko@gmail.com

You may also like...