«Избранные письма Сергея Рахманинова» А. Батагова: к проблеме «функция-автор» в современном музыкальном дискурсе

Аннотация:

Статья посвящена изучению фортепианного цикла современного отечественного композитора Антона Батагова «Избранные письма Сергея Рахманинова» (2013). Глубокий концептуальный замысел, получивший отражение в необычном названии произведения, поднимает актуальную проблему функции автора в музыкальном дискурсе. К этому призывает и выбранная композитором «эпистолярная» жанровая форма, которая создает в сочинении сложную коммуникативную ситуацию между отправителем сообщения и его получателями — композиторами-минималистами.

Сочетание в одном художественном повествовании эстетических идиолектов «адресатов» и «адресанта», — особая творческая задача, стилистически безупречно выполненная А. Батаговым. В статье представлен подробный анализ композиционной техники А. Батагова, который не прибегая к цитатному методу точно воспроизвел стилистический код сразу нескольких современных композиторов — А. Пярта, Л. Эйнауди, В. Мартынова, В. Мертенса, С. тен Хольта, П. Гэбриела, Б. Ино, Ф. Гласса.

Методы организации звуковысотности, ритма, фактуры, а также дискурса в целом, показывают сложную интертекстуальную картину взаимодействий и пересечений, возникающую между различными минималистскими идиолектами и рахманиновским стилем. Музыкальная репрезентация рахманиновского стиля — отдельный аспект в изучении произведения. В статье показано, что имя Сергея Рахманинова также особым образом закодировано в музыкальной ткани произведения А.Батагова. Речь идет о ритмико-интонационной формуле, представленной в крайних частях цикла. Конкретные аналитические примеры показывают дифференциацию минималистских приемов письма, представленных Батаговым в оригинальном стилистическом преломлении.

Abstract:

The article is devoted to the study of the piano cycle of the modern Russian composer Anton Batagov “Selected Letters of Sergey Rachmaninov” (2013). Deep conceptual idea, reflected in the unusual title of the work, raises the actual problem of the author’s function in musical discourse. The “epistolary” genre form chosen by the composer, which creates in the composition a difficult communicative situation between the sender of the message and its recipients – minimalist composers, calls for this.

The combination of aesthetic idiolects of “addressees” and “addresser” in one artistic narrative is a special creative task stylistically flawlessly performed by A. Batagov. The article presents a detailed analysis of the compositional technique by A. Batagov, who, without resorting to the quotation method, accurately reproduced the stylistic code of several contemporary composers at once – A. Pyart, L. Einaudi, V. Martynov, V. Mertens, S. ten Holt, P. Gabriel , B. Ino, F. Glass.

The methods of organization of pitch, rhythm, texture, and also discourse as a whole show a complex intertextual pattern of interactions and intersections arising between various minimalist idiolects and Rachmaninov’s style. The musical representation of the Rachmaninov’s style is a special aspect in the study of the work. The article shows that the name of Sergey Rachmaninov is also coded in a special way in the musical texture of the work by A. Batagov. This is a rhythmic intonation formula presented in the extreme parts of the cycle. Specific analytical examples show the differentiation of minimalist writing techniques given by Batagov in the original stylistic interpretation.

6. Panteleeva article 18-4

Скачать статью

ПАНТЕЛЕЕВА Юлия Николаевна – кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки РАМ имени Гнесиных.

Yulia N. PANTELEEVA is a Candidate in Art Studies, Аssociate professor of the Music Theory Department at the Gnesins Russian Academy of Music.

You may also like...

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *