Музыка на службе Габсбургов: австрийские ораториальные жанры XVII – XVIII века в точке пересечения духовной и придворной культуры

Аннотация:

В статье ораториальные жанры рассматриваются в контексте религиозно-политической жизни Австрии XVII – 1-й половины XVIII века. В австрийской культуре этого периода музыке отводилась важная репрезентативная роль: музыкальное искусство должно было возвеличивать правящих монархов как кайзеров Священной Римской империи и ревностных католиков. Закономерно, что особое значение придавалось ораториальным жанрам. Возвышенные и в то же время театрально-репрезентативные, основанные на текстах священного писания, но напрямую не связанные с литургической практикой, они представляли собой превосходный инструмент для воздействия на умы и сердца подданных.

Центром музыкальной жизни Вены была придворная императорская капелла, где культивировались главные духовные жанры эпохи: оратория и сеполькро. Последний, несмотря на итальянское происхождение, фактически представлял собой специфически австрийскую разновидность оратории.  Преимущественно одночастные, sepolcri имели особый, довольно ограниченный круг сюжетов (последние дни земной жизни Христа) и исполнялись на фоне модели Гроба Господня. Автор работы рассматривает особенности либретто, некоторые вопросы музыкальной поэтики и стиля сеполькро, а также связи этой жанровой ветви с венской придворной культурой и местными религиозными традициями.

Также показано, в какой степени духовные жанры зависели от личных вкусов и политических целей австрийской императорской семьи, что во многом определяло их эволюцию. Тесное взаимодействие музыки, политики и религии в XVII–XVIII столетии во многом способствовало развитию богатой и очень самобытной традиции, которая, в свою очередь, оказала неоспоримое влияние на кантатно-ораториальное творчество венских классиков.

Abstract:

In the 17th and the first half of the 18th centuries, music played an important role representing the House of Habsburg as both the political and the ecclesiastic leader of the Holy Roman Empire. The genre of oratorio rose to special prominence as a major instrument of imperial propaganda: not directly liturgical yet based on biblical texts, the oratorio offered a perfect combination of the secular and the sacred.

This article explores the distinct, often idiosyncratic ways in which the genre developed at the Imperial Court Chapel, the center of Vienna’s musical life. In addition to oratorios proper, the Court Chapel cultivated the genre of sepolcro, which, despite its Italian origin, can be seen as a specifically Austrian type of oratorio. The one-part sepolcri were performed alongside the model of the holy sepulchre and had a limited number of plots, all centering on the last days of Christ’s life. A thorough analysis of textual and music-stylistic specificities of the Austrian sepolcri demonstrates deep connections between this genre and Viennese court culture as well as local religious traditions. The extent to which ecclesiastic genres were dependent on the tastes and demands of the Austrian court much determined the evolution of these genres. The juncture of music, politics, and religion greatly contributed to the creation of the rich tradition that, in its own turn, influenced the ecclesiastic output of the Viennese classical school.

1. Aristarchova article 2019-1

Скачать статью

Аристархова Лада Юрьевна – кандидат искусствоведения, доцент кафедры музыкальной журналистики Российской академии музыки им. Гнесиных.
Lada Y. Aristarkhova is a Candidate in Art Studies, Assistant Professor at the Musical Journalism Department at the Gnesins Russian Academy of Music.
E-mail: ari-lada@yandex.ru

You may also like...