Сюжеты балетов Мориса Равеля: источники и принципы формирования

Аннотация:

В статье рассматриваются сюжеты равелевских балетов «Моя матушка-гусыня», «Аделаида, или язык цветов», «Дафнис и Хлоя», «Вальс», «Болеро». Либретто композитор создавал сам, ориентируясь или на уже существующие литературные источники, или на собственное понимание избранной темы.

Сюжет становится для композитора поводом к дальнейшему фантазированию: часто Равель обращает внимание не на саму историю, а на определенные стилистические нюансы, с ней связанные. Это влияет и на структуру его балетов, которая представляет собой смену картин, более или менее связанных друг с другом.

При создании либретто Равель опирается как на театральную традицию XVIII и XIX веков, так и на современную ему литературу (Гюисманс, Уайльд, Ренье). При этом он тонко стилизует чужие манеры – «язык цветов», язык античности, язык романтической сказочности, – по-своему решая идею мифа, сказки, танца или современной ему эстетской литературы.

Abstract:

The paper looks into the plots of Maurice Ravel’s ballets «Ma Mere l’Oye», «Adélaïde, ou Le langage des fleurs», «Daphnis et Chloé», «La Valse», «Bolero». Librettos of the ballets were created by Ravel himself and were either inspired by existing literature or guided by his own conception of chosen theme.

The plot becomes the ground for further fantasizing: Ravel often pays attention not to the story itself but to a certain stylistic nuances connected with it. This fact influences the structure of Ravel’s ballets which reminds a change of pictures more or less related to each other.

Creating a ballet’s libretto Ravel draws upon theatrical tradition of the 18th and 19th centuries as well as modern literature (Huysmans, Wilde, de Régnier). He subtly pastiches somebody else’s style such as «langage des fleurs», language of antiquity, language of romantic fairy tale and creates his own understanding of myth, fairy tale, dance or modern aesthetic literature.

4. Zakharbekova article

Скачать

ЗАХАРБЕКОВА Ирина Сергеевна – кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки Российской академии музыки им. Гнесиных. ZAKHARBEKOVA Irina S. is a Candidate in Art Studies, Assistant Professor of music theory at the Gnesins Russian Academy of Music. E-mail: i.z-bekova@yandex.ru

You may also like...