Тристановский топос в творчестве Альбана Берга

Аннотация:

Тристановский топос в творчестве Альбана Берга предстает как комплекс, включающий в себя биографические, философско-эстетические, стилевые аспекты, а также вопрос исторической рецепции. Композитор рассматривает Тристана как своего alter ego, вагнеровская философия любви, в центре которой понятие Liebestod, красной нитью проходит через взаимоотношения Берга с Хеленой Наховской, а впоследствии и с тайной возлюбленной Ханной Фукс. В статье подробно анализируются три примера цитирования Тристан-мотива в музыке Берга (Лирическая сюита и «Лулу»). Характер взаимодействия своего и чужого определяется с помощью вагнеровского выражения «искусство перехода».

Abstract:

Tristan topos in the works by Alban Berg appears as a complex that includes the biographical, philosophical, aesthetic, stylistic aspects and is related to historical reception problems. The composer sees Tristan as his alter ego. Wagnerian philosophy of love along with the concept of Liebestod in its center can be distinguished in Berg’s relationships with Helene Nahowski and later with his secret lover Hanna Fuchs. The article analyzes in detail three examples of Tristan-motif’s quotations in Berg’s «Lyric Suite» and «Lulu». The principle of interaction between his own and borrowed material is determined through Wagner’s expression «the art of transition».

5. Veksler article

Скачать

ВЕКСЛЕР Юлия Сергеевна – профессор кафедры истории музыки Нижегородской государственной консерватории им. М.И.Глинки, доктор искусствоведения.
Yulia S. VEKSLER is a Doctor in Art Studies, Professor of Music History Department at the Nizhny Novgorod Glinka State Conservatory.
E-mail: wechsler@mts-nn.ru

You may also like...