Хоральная обработка: историческая ретроспектива метода и жанра

Аннотация:

Хоралы и хоральные обработки – неиссякаемый источник для изучения творческого процесса их создателей. Обработки хоральных мелодий наиболее ярко выявляют степень взаимодействия заимствованного и оригинального материала в композициях разных этапов развития музыкального искусства.

Метод и жанр хоральной обработки имеют различные исторические дистанции. Метод своими истоками  уходит в далекие Средние века и, пройдя через эпохи, продолжает новую жизнь в современной музыке.

Жанр хоральной обработки окончательно сложился в музыке Барокко. Хорал является образно-содержательным стержнем и тематической основой многих духовных сочинений И.С. Баха. Развернутые композиции хоральных обработок обнаруживаются в творчестве Ф. Мендельсона. В современной академической музыке встречаются лишь образцы цитирования хоральных мелодий в контексте индивидуальных форм и жанров.

Исследование шедевров творческого воплощения хорала в композициях разных эпох расширяют наши представления о творческих стилях великих мастеров искусства.

Abstract:

Chorales and chorale arrangements provide rich material for studying composers’ creative process. Chorale arrangements clearly reveal the degree of interaction between the borrowed and original material in compositions written at different stages of the musical history.

The method and genre of chorale arrangement are historically distanced. The method has its origins in the Middle Ages, passes through different epochs and receives a new life in modern music.

The genre of chorale arrangement was developed in the Baroque music. Many of I.S. Bach’s spiritual works draws their subjects and musical themes upon chorales. The large compositions of chorale arrangements may be found in F. Mendelssohn’s works. In contemporary music chorale melodies are presented only as quotations in the context of individual forms and genres.

By studying the creative embodiment of chorale arrangements in compositions belonging to different historical eras we can extend our understanding of the great masters’ creative styles.

2. Sidorova article

Скачать статью

СИДОРОВА Елена Викторовна – кандидат искусствоведения, доцент кафедры аналитического музыкознания Российской академии музыки имени Гнесиных, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации.
SIDOROVA Elena V. is a Candidate in Art Studies, Associate Professor at the Analytical Musicology Department of the Gnesins Russian Academy of Music, Honored Worker of the Higher School of the Russian Federation.

You may also like...