Повороты темы свое / чужое применительно к циклу «Афоризмы» и Трем фугам (1934) Шостаковича

Аннотация:

Оппозиция свое / чужое в сочинениях Шостаковича проявляется различно.  В «Афоризмах» чужое предстает в виде музыкальных топосов, соответствующих названиям пьес: 1. Речитатив, 2. Серенада, 3. Ноктюрн и т.д. На свое указывают слова Шостаковича о том, что «Афоризмы» «охвачены одной идеей». Как показано в статье, это постепенно складывающаяся от пьесы к пьесе гамма до мажор – первичный материал музыки в сочинении со сложным гармоническим языком.

Три фуги готовятся к изданию в Новом собрании сочинений Шостаковича (издательство DSCH). Композитор писал эти, по его словам, «скучные-прескучные фуги» «для набития руки», «вместо упражнений пианиста или тромбониста». В статье Три фуги 1934 года трактуются как примеры меняющегося  отношения Шостаковича к фуге, которая была своей в период обучения в консерватории, «чужой» после ее окончания и вновь стала «своей» в процессе сочинения Трех фуг.

Abstract:

The opposition self / other’s appears in different ways in Schostakovich’s pieces. In the «Aphorisms»  the other’s  appears in the form of musical topoi corresponding to the names of the pieces: 1. Recitative, 2. Serenade, 3. Nocturne etc.   The self is shown by Shostakovich’s words about «Aphorisms» that «they are covered by one idea». As shown in this article, this is the C major scale gradually comprising from piece to piece — the  fundamental element of music in composition  with the  complex  harmony  language.

Three Fugues are in process of publication in the New collected works by Shostakovich (DSCH Publishers). According to composer’s words he was writing these «extremely boring fugues» «to carry out some technical exercises», «like exercises of a pianist or trombonist». In the paper Three fugues are treated as examples of a changing Shostakovich’s  attitude  to the fugue, which was the self  during the period of study in Conservatory, the other’s after graduation and become the self again when he composed  Three fugues.

3. Gerver article

Скачать статью

ГЕРВЕР Лариса Львовна – доктор искусствоведения, профессор кафедры аналитического музыкознания Российской академии музыки имени Гнесиных.
Larissa L. GERVER is a Doctor in Art Studies, professor of Analytical Musicology Department at the Gnesins Russian Academy of Music.

You may also like...