Главный хорал в «Clavierübung III» И.С. Баха

Аннотация:

«Третья часть Клавирных упражнений» («Clavierübung III») представляет собой цикл, состоящий из 27 частей. В обрамлении Прелюдии и Заключительной фуги находятся 21 хоральная обработка и 4 дуэта. «Главным хоралом» в статье названа первая группа из трех хоральных обработок. Первоисточником его является старинный одночастный грегорианский гимн «Kyrie, fons bonitatis». Во времена Реформации он был переведен на немецкий язык. Три его куплета Бах распределил между тремя частями цикла, которые сохранили тем не менее внутреннее единство. Для последующих частей этот «хорал» становится некоторой «темой», определяющей дальнейшее развитие (интонационное, тональное, структурное, композиционное), служащей единству цикла в целом. «Чужой» материал оказывается импульсом для создания совершенно оригинального «своего» произведения.

Abstract:

“Clavierübung III” is a cycle consisting of 27 parts. Prelude and Final Fugue constitute the frame for 21 chorale arrangements and 4 duets. Three chorale arrangements (first group) were named “The principal chorale”. Its original source is the ancient one-part plainsong “Kyrie, fons bonitatis”. During the Reformation it was translated into German. Bach distributed three of its verses between three parts of the cycle which still retained the inner unity. This chorale becomes the “theme” for subsequent parts which determines the further development (motivic, tonal, structural, compositional) and unifies the whole cycle. “Borrowed” material becomes an impulse for creating a completely original “own” work.

Vjazkova article

Скачать статью

ВЯЗКОВА Елена Васильевна – доктор искусствоведения, профессор Российской академии музыки имени Гнесиных.

You may also like...