«Вот наконец пробита брешь в стене, воздвигнутой равнодушием либо враждебностью»: опера Цезаря Кюи «Кавказский пленник» глазами бельгийской музыкальной критики

Аннотация:

Статья посвящена отзывам бельгийских музыкальных критиков о постановке оперы Цезаря Антоновича Кюи «Кавказский пленник» в Льеже в 1886 году. Научная литература об этом сочинении крайне скудна, поэтому в статье рассмотрены также история создания оперы и ее жизнь на российских сценах вплоть до постановки Красноярского театра оперы и балета (2017). Впервые собраны и проанализированы анонсы и рецензии из льежских и брюссельских газет и журналов. Этот материал позволяет показать, каким образом газеты подготавливали публику к восприятию неизвестного им сочинения, каков был состав премьерной аудитории, как менялась оценка «Кавказского пленника» от генеральной репетиции до последнего (третьего) спектакля, какие мнения высказывались по поводу национального стиля музыки Кюи. Чтобы взвешенно судить о степени успеха или неуспеха «Кавказского пленника» в Бельгии, проводится сравнительный анализ количества и содержания откликов бельгийской прессы на постановки оперы Кюи и близких к ней по времени льежских премьер оперы Рихарда Вагнера «Лоэнгрин» и оперы Виктора-Альфонса Дювернуа «Сарданапал». Сравнение показывает, что «Кавказский пленник» имел невероятный резонанс в прессе, и что внимание к нему значительно превышало внимание критиков к другим льежским оперным постановкам. Однако успех сопутствовал лишь первым двум спектаклям и в большой степени был обусловлен присутствием на них меломанов из Брюсселя и Парижа.

Abstract:

The study is devoted to Belgian critical reviews on the production of “Le prisonnier du Caucase” by César Cui in Liège in 1886. Scientific literature on the given work is rather scant, so the genesis of the opera and its production history in Russia up to the recent production of Krasnoyarsk Opera and Ballet Theatre (2017) are under consideration also. Both the advertisements and critical reviews from Liège and Brussels newspapers and magazines are gathered and analyzed for the first time. The presented material helps to discover in what way did Belgian newspapers get the audience ready to perceive the completely unknown work, what was the structure of the first night audience, how did the appreciation of “Le prisonnier du Caucase” change from the dress rehearsal to the third (and the last) performance, and what opinions on César Cui’s musical nationalism were like. In order to judge carefully on the grade of success or fail of Cui’s opera in Belgium, the quantity and contents of reviews on Cui’s opera are compared with the response of Belgian press to the productions of “Lohengrin” by Richard Wagner and “Sardanapale” by Alphonse Duvernoy. The comparison shows that the premiere of “Le prisonnier du Caucase” in Liège caused the extraordinary resonance among Belgian critics, and the attention attracted by it was many times greater than in case of any other Liège opera productions. However, only two performances were really successful, in large part due to attendance of melomaniacs from Bruxelles and Paris.

5. Bulytscheva article 18-2

Скачать статью

БУЛЫЧЕВА Анна Валентиновна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории зарубежной музыки Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. BULYCHEVA Anna – Candidate in Art Studies, Head of Musical Department of “Helikon-Opera” Theatre, Assistant Professor at Tchaikovsky Moscow State Conservatory. E-mail: anna.bulycheva@inbox.ru

You may also like...