Оперы К.В. Глюка: о технике пародии и заимствованиях в музыкальном театре XVIII века

Аннотация:

В статье рассмотрен феномен повторного использования музыкального материала в операх XVIII века на примере творчества К.В. Глюка. В центре внимания находятся две проблемы:
1) «самоцитирование» в сочинениях Глюка, т.е. перенос из оперы в оперу музыкальных номеров и их фрагментов; 2) влияние музыки Глюка на композиторов его времени. Данные проблемы исследуются на примере ряда опер Глюка – «Аэций» (1750), «Милосердие Тита» (1752), «Антигон» (1756), «Орфей и Эвридика» (1762), «Ифигения в Тавриде» (1779), версия «Орфея и Эвридики» Глюка, созданной И.К. Бахом (1774), «Орфей и Эвридика» Ф. Бертони (1776). Сделан вывод о том, что техника пародии в операх Глюка представлена разнообразно: от приемов контрафактуры до существенных переработок, при этом материал из опер seria, перенесенный в реформаторские музыкальные драмы, органично вписывался в новую музыкально-драматическую концепцию. «Орфей и Эвридика» Глюка/Баха представляет одно из редких в истории музыкального театра явлений, когда пастиччо превращается, фактически, в острый эстетический диалог, обозначая одну из переломных граней в развитии оперного жанра.

Abstract:

The main issue of article is the technique of reuse of the musical material in the 18th century operas through works by Ch.W. Gluck. It focuses upon two problems: 1) the self-quotation in the Gluck’s works, i.e. borrowing of musical pieces or their parts from one opera to another; 2) the influence of Gluck’s music on composers of his time. These problems are examined in a number of Gluck’s operas such as “Ezio” (1750), “La clemenza di Tito” (1752), “Antigono” (1756), “Orfeo ed Euridice” (1762), “Iphigénie en Tauride” (1779) as well as in the version of “Orfeo ed Euridice” revised by J.Ch. Bach (1774) and the opera “Orfeo ed Euridice” by F. Bertoni (1776). The author comes to a conclusion that the parody technique in Gluck’s operas manifests itself in the variety of forms from the countertexture method to the fundamental reworking. At the same time the material transferred from the earlier operas seria to reform musical dramas is incorporated into the new concepts very organically. The version of “Orfeo” revised by J.Ch. Bach demonstrates the rare example in the history of music when pasticcio becomes in fact a hot aesthetical discussion indicating a turning point in the evolution of opera genre.

Susidko article

Скачать статью

СУСИДКО Ирина Петровна – доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой аналитического музыкознания Российской академии музыки имени Гнесиных

Irina P. SUSIDKO is a Doctor of Art Stud-ies, Full Professor, Head of the Analytical Musicology Department, Gnessins Russian Academy of Music

E-mail: lspriv@mail.ru

You may also like...