Опера Иоганна Маттезона «Борис Годунов, или Хитроумием приобретенный трон» в политическом контексте эпохи

Evgeniya Yu. Shigaeva

Аннотация


Барочную оперу И. Маттезона «Борис Годунов, или Хитроумием приобретенный трон» (1710) можно считать первым европейским музыкальным произведением, в котором нашли отражение события русской истории. К сожалению, при жизни автора опера не была поставлена. Партитура оперы, долгое время считавшаяся утерянной, в наши дни обрела второе рождение на сцене театров Москвы и Петербурга в рамках фестиваля «Earlymusic» (2007).

Автор оперы – композитор И. Маттезон, долгое время находился на службе у Дж. Вика, английского посла в Гамбурге, поэтому успешно сочетал в себе качества дипломата со способностями музыканта и либреттиста. Деятельность знаменитого Театра на Гусином рынке, в котором работал композитор, была неотделима от политической жизни вольного города Гамбурга. В опере «Борис Годунов» русский исторический сюжет трактован как намек на геополитическую ситуацию времен Полтавской битвы. В фабулу спектакля композитор вовлек представителей стран-участниц Северной войны: Россия (в лице Бориса Годунова и царя Федора Иоанновича), Швеция и Дания (в лице женихов Аксиньи – Гавуста и Йозеннаха). В то же время, повороты сюжета оперы отражают взгляды Англии и Гамбурга на сложившуюся политическую обстановку.

В статье также рассматриваются возможные причины, помешавшие постановке оперы в 1710 году. Вероятнее всего, они связаны с изменившимися обстоятельствами, в условиях которых подтекст уже написанной оперы был лишен смысла и актуальности.


Полный текст:

PDF

Литература


Bulycheva A.V. Novye priklyucheniya Borisa Godunova // Starinnaya muzyka. M: Prest. 2007, №3–4. S. 1–3.

ZHestkova O.V. Opera «Robert-D'yavol» kak politicheskaya metafora Iyul'skoj monarhii // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Iskusstvovedenie. SPb: SPbGU, 2016, Vyp. 2. S. 4–18.

Kirillina L.V. Gendel'. M.: Molodayagvardiya. 2017.

Reshetin A.YU. «Boris Godunov» (1710): opyt interpretacii [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.earlymusic.ru/uploads/cgmusic /id21/Areshetin.pdf

SHigaeva E.YU. Opera A. Gretri «Petr Velikij» v kontekste Francuzskoj revolyucii // Muzyka: iskusstvo, nauka, praktika. Nauchnyj zhurnal Kazanskoj gosudarstvennoj konservatorii imeni N. G. ZHiganova, 2013, №2 (4). S. 25–41.

Böning H.ZurMusikgeboren: Johann Mattheson; Sänger an der Hamburger Oper, Komponist, Kantor und Musikpublizist; eine Biographie. Bremen: Lumière, 2014.

Buelow G.J., Marx H.J. New Mattheson Studies. Cambridge: Cambridge University Press, 2007.

Schröder D.Zeitgeschichte auf der Opernbühne. Barockes Musiktheater in Hamburg im Dienst von Politik und Diplomatie (1690-1745). Göttingen, 1998.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2018 Evgeniya Yu. Shigaeva

URL лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/