«Вот наконец пробита брешь в стене, воздвигнутой равнодушием либо враждебностью»: опера Цезаря Кюи «Кавказский пленник» глазами бельгийской музыкальной критики
Аннотация
Статья посвящена отзывам бельгийских музыкальных критиков о постановке оперы Цезаря Антоновича Кюи «Кавказский пленник» в Льеже в 1886 году. Научная литература об этом сочинении крайне скудна, поэтому в статье рассмотрены также история создания оперы и ее жизнь на российских сценах вплоть до постановки Красноярского театра оперы и балета (2017). Впервые собраны и проанализированы анонсы и рецензии из льежских и брюссельских газет и журналов. Этот материал позволяет показать, каким образом газеты подготавливали публику к восприятию неизвестного им сочинения, каков был состав премьерной аудитории, как менялась оценка «Кавказского пленника» от генеральной репетиции до последнего (третьего) спектакля, какие мнения высказывались по поводу национального стиля музыки Кюи. Чтобы взвешенно судить о степени успеха или неуспеха «Кавказского пленника» в Бельгии, проводится сравнительный анализ количества и содержания откликов бельгийской прессы на постановки оперы Кюи и близких к ней по времени льежских премьер оперы Рихарда Вагнера «Лоэнгрин» и оперы Виктора-Альфонса Дювернуа «Сарданапал». Сравнение показывает, что «Кавказский пленник» имел невероятный резонанс в прессе, и что внимание к нему значительно превышало внимание критиков к другим льежским оперным постановкам. Однако успех сопутствовал лишь первым двум спектаклям и в большой степени был обусловлен присутствием на них меломанов из Брюсселя и Парижа.
Полный текст:
PDFЛитература
Berchenko R.EH., Bobrik O.A., Bulycheva A.V., Putilov A.P., Teterina N.I. Teatral'naya zhizn' Sankt-Peterburga i Moskvy // Istoriya russkoj muzyki. T. 10V: 1890–1917. Kniga I. M.: YAzyki slavyanskih kul'tur, 2011. S. 299–576.
Bulycheva A.V., Komarov A.V., Naumov A.A., Nemirovs-kaya I.A., Sorokin V.I., Tartakovskaya N.YU., Teterina N.I., Tuma-rinson L.L. Koncertnaya zhizn' Sankt-Peterburga i Moskvy // Istoriya russ-koj muzyki. T. 10V: 1890–1917. Kniga I. M.: YAzyki slavyanskih kul'tur, 2011. S. 577–964.
Bulycheva A.V. Cezar' Antonovich Kyui i ego bel'gijskie kollegi ob opere «Kavkazskij plennik» na l'ezhskoj scene [rukopis']. 2017.
Gozenpud A.A. Russkij opernyj teatr XIX veka. 1873–1889. L.: Muzyka, 1973.
Korzhen'yanc T.V. Kyui // Istoriya russkoj muzyki. T. 7. CH. 1. M.: Muzyka, 1994. S. 173–209.
Krylov V.A. Kompozitor Kyui (otryvok iz vospominanij) // Isto-richeskij vestnik. 1894. T. CV. S. 472–481.
Kyui C.A. Izbrannye stat'i. L.: Gosudarstvennoe muzykal'noe iz-datel'stvo, 1952.
Kyui C.A. Novaya russkaya muzyka v Bel'gii // Nedelya. 19 yan-varya 1886 goda. № 3. St. 110–113.
Nazarov A.F. Cezar' Antonovich Kyui. M.: Muzyka, 1989.
Pis'ma A.P. Borodina. Vyp. IV. M.–L.: Muzgiz, 1950.
Teterina N.I. Teatral'naya zhizn' provincii // Istoriya russkoj muzyki. T. 10V: 1890–1917. Kniga II. M.: YAzyki slavyanskih kul'tur. S. 7–184.
A Liége // Journal de Bruxelles. 15 Janvier 1886. P. 2.
A.O. Théatre-Royal. Wagner. – Lohengrin // La Meuse. 21 Mars 1884. P. 3.
Arts, sciences et littérature // L’indépendance belge. 1 Avril 1884. P. 2.
Balthasar-Florence H. Correspondence de Liège: Le prisonnier du Caucase // Le Ménestrel. 17 Janvier 1886. P. 52.
Bemol. Lettre de Liége // L’eventail. 10 Avril 1892. P. 2–3.
Boorn Ed. van der. Grand concert de musique russe // La Meuse. 11 Janvier 1886. P. 3.
Chronique des Théâtres; Théatre-Royal de Liége // La Meuse, journal de Liége et de la province. 20 Mars 1884. P. 3.
Chronique des Théâtres // La Meuse. 16 Janvier 1886. P. 2.
Chronique des Théâtres // La Meuse. 30 Janvier 1886. P. 2.
Chronique locale // La Meuse. Lundi 4 Janvier 1886. P. 2.
F.T. Sardanapale et l’Oncle Placide // Journal de Bruxelles. 4 Avril 1892. P. 2.
Fox. La nouvelle école russe à propos du Prisonnier du Caucase // La Meuse. 6 Janvier 1886. P. 3.
Fox. Le prisonnier du Caucase. Répétition générale // La Meuse. 13 Janvier 1886. P. 3.
Fox. Le prisonnier du Caucase // La Meuse. 14 Janvier 1886. P. 2.
Fox. Le prisonnier du Caucase // La Meuse. 15 Janvier 1886. P. 3.
Frédérix G. Chronique dramatique // L’indépendance belge. 18 Janvier 1886. P. 1.
Gaub A. Critical Report // Mlada (1872). Scenes from a Collab-orative Opera-Ballet by César Cui, Modest Musorgskii, Nikolai Rimskii-Korsakov, and Aleksandr Borodin. Ed. by Albrecht Gaub. Middleton (USA): A-R Editions, 2016. P. 275–316.
H.Ch. Concerts russes // La Basoche. Février 1886. P. 111–112.
Le prisonnier du Caucase // L’art moderne. 17 Janvier 1886. P. 21.
Mercy-Argenteau, S-tesse de. Cesar Cui. Paris: Librarie Fisch-bacher, 1888. 218 p.
Mlada (1872). Scenes from a Collaborative Opera-Ballet by César Cui, Modest Musorgskii, Nikolai Rimskii-Korsakov, and Aleksandr Borodin. Ed. by Albrecht Gaub. Middleton (USA): A-R Editions, 2016. 490 p.
Musique russe // L’art moderne. 30 Janvier 1887. P. 36–37.
Neff L.K. Story, style, and structure in the operas of César Cui. Indiana University (USA), 2002.
O. Théatre-Royal. Lohengrin // La Meuse. 29 Mars 1884. P. 2.
Théâtre-Royal // La Meuse. 28 Janvier 1886. P. 2.
Théâtre-Royal // La Meuse. 2 Avril 1892. P. 2–3.
Théâtres et beaux-arts // L’indépendance belge. 16 Janvier 1886. P. 3.
Une première à Liége // L’indépendance belge. 3 Avril 1892. P. 2.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
(c) 2018 Anna V. Bulycheva
URL лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/