Повороты темы свое / чужое применительно к циклу «Афоризмы» и Трем фугам (1934) Шостаковича

Larissa L. Gerver

Аннотация


Оппозиция свое / чужое в сочинениях Шостаковича проявляется различно.  В «Афоризмах» чужое предстает в виде музыкальных топосов, соответствующих названиям пьес: 1. Речитатив, 2. Серенада, 3. Ноктюрн и т.д. На свое указывают слова Шостаковича о том, что «Афоризмы» «охвачены одной идеей». Как показано в статье, это постепенно складывающаяся от пьесы к пьесе гамма до мажор – первичный материал музыки в сочинении со сложным гармоническим языком.

Три фуги готовятся к изданию в Новом собрании сочинений Шостаковича (издательство DSCH). Композитор писал эти, по его словам, «скучные-прескучные фуги» «для набития руки», «вместо упражнений пианиста или тромбониста». В статье Три фуги 1934 года трактуются как примеры меняющегося  отношения Шостаковича к фуге, которая была своей в период обучения в консерватории, «чужой» после ее окончания и вновь стала «своей» в процессе сочинения Трех фуг.


Полный текст:

PDF

Литература


THE MANUSCRIPT SOURCES

Shostakovich D.D. Aforizmy. Pervyj variant chistovoj rukopisi. VMOMK, f. 146, B. Yavorskij, ed. hr. 241.

Shostakovich D.D. [Tri fugi]. Avtograf. RGALI, f. 2038, op. 1, ed. hr. 36, s. 1–4.

BIBLIOGRAPHY

Gasparov M.L. Aforizm // Literaturnaya ehnciklopediya terminov i ponyatij / Glav. red. i sost. A.N. Nikolyukin. M.: Intelvak, 2001. S. 43.

Gerver L.L. 24 prelyudii i fugi D.D. Shostakovicha // Novoe sobranie sochinenij Dmitriya SHostakovicha. T. 113. M.: DSCH, 2015. S. 217–222.

Gerver L.L. [24 prelyudii i fugi D.D. Shostakovicha.] Opisanie rukopisnyh istochnikov // Novoe sobranie sochinenij Dmitriya SHostakovicha. T. 113. M.: DSCH, 2015. S. 283–292.

Digonskaya O.G. Shostakovich v seredine 1930-h: opernye plany i voploshcheniya. Ob atribucii neizvestnogo avtografa // Muzykal'naya akademiya. 2007. № 1. S. 48–60.

Digonskaya O.G. YAvorskij // Shostakovich v Leningradskoj konservatorii. 1919–1930. Sost. Lyudmila Kovnackaya. V 3 tomah. SPb., 2013. T. 2. S. 87–107.

Dmitrij Shostakovich v pis'mah i dokumentah [Sbornik] / Gos. centr. muzej muzyk. kul'tury im. M.I. Glinki. Red.-sost.: I.A. Bobykina. M.: Gos. centr. muzej muzyk. kul'tury im. M.I. Glinki: Antikva, 2000.

Evdokimova YU.K., Simakova N.A. Muzyka ehpohi Vozrozhdeniya. Cantus prius factus i rabota s nim. M.: Muzyka, 1982.

Pis'ma k drugu: Dmitrij Shostakovich – Isaaku Glikmanu / Sost. i komment. I.D. Glikmana. M.–SPb.: DSCH: Kompozitor, 1993.

Sapozhnikov S.R. Moj Shostakovich. M.: Izd. artisticheskogo obshchestva «Assamblei iskusstv», 2006.

Sokolov N.A. Imitacii na Cantus firmus. Posobie pri izuchenii kontrapunkta strogogo stilya. L.: Izdanie Gosudarstvennoj konservatorii, 1928.

Fel'de V.G. Oppoziciya «svoj – chuzhoj» v kul'ture. Dis ... kand. filosofskih nauk: 09.00.13. Omsk, 2015.

Hentova S.M. V mire Shostakovicha: [Sbornik]. M.: Kompozitor, 1996.

Civ'yan T.V. Model' mira i ee lingvisticheskie osnovy. M.: KomKniga, 2006.

Chigareva E.I. Chto takoe aforizm v muzyke? Ot Dmitriya SHostakovicha k Al'fredu Shnitke // Muzykal'noe obrazovanie v kontekste kul'tury: Voprosy teorii, istorii i metodologii. Materialy H Mezhdunarodnoj konferencii 1–3 noyabrya 2010 goda / RAM im. Gnesinyh. M., 2012. S.181–192.

[Shostakovich D.D.] Anketa po psihologii tvorcheskogo processa // Dmitrij SHostakovich v pis'mah i dokumentah / Red.-sost. I.A. Bobykina; Nauch. red. L.V. Esipova, M.P. Rahmanova. M.: RIF Antikva, 2000. S. 470–481.

Shostakovich D.D. Otchet o rabote aspiranta Leningradskoj gosudarstvennoj konservatorii Dmitriya Shostakovicha // Sovetskaya muzyka. 1986. № 10. S. 54–55.

Shostakovich D.D. Pis'ma k I.I. Sollertinskomu. SPb.: Kompozitor, 2006


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2017 Larissa L. Gerver

URL лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/