Антон Веберн и традиция Ренессанса

Irina I. Snitkova

Аннотация


Композиторами послевоенного авангарда музыка Антона Веберна воспринималась, прежде всего, как яркое выражение разрыва с традицией. Тем не менее то, что на первый взгляд воспринималось как проявление новаторского радикализма, при более внимательном рассмотрении все более и более обнаруживало свой очевидный исторический генезис. За сериальными установками Веберна проглядывали совсем иные идеи и ценности — проникнутый мистикой глубокий символизм и элементы развитой средневеково-ренессансной традиции «параметрического» музыкального мышления, предполагавшего определенную автономию синтаксиса и ритма по отношению к звуковысотной структуре горизонтали.
В статье тезисно представлены наблюдения, благодаря которым выявляется линия связи между новыми элементами композиционноструктурной логики некоторых опусов Веберна и традиционными идеями полифонической работы композиторов Ренессанса, прежде всего, «великих фламандцев» — искуснейших мастеров контрапункта, уделявших в своих сочинениях особое внимание организации архитектонической формы, — к музыке которых Веберн испытывал глубокий, непреходящий интерес на протяжении всей жизни. По мнению исследователей, некоторые аспекты музыки Веберна становятся намного яснее, если связать их с его глубокими знаниями и любовью к таким нидерландским композиторам, как Дюфаи, Жоскен, Окегем, Изаак и др.
Понятие традиции в контексте статьи не исчерпывается исключительно технологическими аспектами полифонии, но подразумевает также мистико-философскую составляющую, связанную с определенной системой символического кодирования, играющего существеннейшую роль в обоих случаях.


Полный текст:

PDF (English)

Литература


Gerver L. L. «Zagadka» o tsentre V chasti Kantaty op. 31 Antona Veberna [‘The Riddle’ about the Centre in the Fifth Movement of Anton Webern’s Cantata op. 31] [Electronic source]. In: Sovremennye problemy muzykoznaniya / Contemporary Musicology, 2023, no. 2, pp. 95–115. (In Russ.) DOI: 10.56620/2587-9731-2023-2-095-115 (accessed 11.05.2023).

Chigareva E. I. Parol’ «Webern»: vspominaya uroki Schnittke [Password ‘Webern’:Remembering the Lessons of Alfred Schnittke]. In: Muzykal’naya akademiya / Music Academy, no. 2, 2023, pp. 238–247. (In Russ.) DOI: 10.34690/319

Earp L. ‘The spirit moves me to speak of forms changed into new bodies’: Anton Webern, Philippe de Vitry, and the Reception of the Ars Nova Motet. In: Music and Instruments of the Middle Ages: Essays in Honour of Christopher Page, ed. by T. Knighton, D. Skinner, 2020, pp. 271–304. DOI: 10.1017/9781800101043.011

Schiltz K. “Aus einem Hauptgedanken alles Weitere entwickeln!” Die Kanons in Isaacs Choralis Constantinus II. In: Musik-Konzepte. Neue Folge. 148/149. Heinrich Isaac, hrsg. von Ulrich Tadday. München: Ed. Text + Kritik, 2010.

Pereira M. C. P. A influência de Heinrich Isaac em Anton Webern. Bachelor Thesis. São Paul: Universidade Estadual Paulista Júlio de Mesquita Filho, Instituto de Artes, 2017.

Zeller M. Klangfarbenmelodie in 1911: Timbre’s Functional Roles in Webern’s Opp. 9 and 10 [Electronic source]. In: Music Theory Online, 2022, vol. 28, number 1. DOI: 10.30535/mto.28.1.9 (accessed 11.05.2023).

Warren Ch. Brunelleschi’s Dome and Dufay’s Motet. In: The Musical Quarterly, 1973, vol. 59, no. 1, pp. 92–105. DOI: 10.1093/mq/LIX.1.92

Zazulia E. Out of Proportion: Nuper rosarum flores and the Danger of False Exceptionalism. In: Journal of Musicology, 2019, vol. 36, issue 2, pp. 131–166. DOI: 10.1525/jm.2019.36.2.131

Snitkova I. I. Webern. Simfoniya or. 21: «liricheskaya» ili «simvolicheskaya» geometriya? [Webern. Symphony op. 21: ‘lyrical’ or ‘symbolic’ geometry?]. In: «I svet vo t’me svetit». O muzyke Antona Veberna. 1945–1995 [‘And the light shines in the darkness.’ On the Music of Anton Webern. 1945–1995]: Scholarly Papers of the Moscow State Tchaikovsky Conservatory, vol. 21. Moscow: Moscow Conservatory Press, 1998.

Henze M. Studien zu den Messenkompositionen Johannes Ockeghems. Berlin: Merseburger, 1968.




DOI: https://doi.org/10.56620/2587-9731-2023-3-026-039

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2023 Irina I. Snitkova

URL лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/