О роли «страстных» ритмов французской поэзии XVII — начала XVIII века в жанрах chanson à danser и danse chantée

Larisa D. Pylaeva

Аннотация


Статья посвящена ритмам французской поэзии барокко, которые рассматриваются как важный исток эмоциональной выразительности танцев эпохи. В качестве примера избрана сарабанда, представленная в жанрах chanson à danser и danse chantée французских композиторов XVII — начала XVIII века. Специальное внимание уделено так называемой несбалансированной фразировке стихов, приводившей к возникновению «страстных ритмов». Выразительность последних была обусловлена тремя типами акцентов французской речи — грамматическим, логическим и патетическим (ораторским), которые, согласно Ж.-Ж. Руссо, важны для композитора, сочиняющего музыку в танцевальных жанрах. Эквивалентами грамматических акцентов, отмечающих открытые или закрытые звуки, а также краткость или долготу слога, выступают сильные и слабые доли такта. Логические акценты указывают на связи и отношения мыслей, высказываемых в предложениях речи. Патетические или ораторские акценты выражают чувства говорящего и сообщают их слушающим.

Автором осуществляется сопоставительный анализ проявления названных видов акцентов в поэзии, музыке и танце, выявляющий действие «страстных ритмов» французской поэзии.

Новизна материалов статьи заключается в конкретизации механизма действия акцентов французской поэтической речи прежде всего в музыке и танце. Представления о трех типах акцентов важны для выразительности интонирования (как хореографического, так и музыкального), столь значимой для исполнения танцев барокко в связи с риторическими традициями эпохи.


Полный текст:

PDF

Литература


Rosanoff I. V. Tempy tancev dlya peniya v traktate Mishelya L’Affijyara (Parizh, 1705) [The Tempos of Danses chantées in Michel L’Affillard’s Treatise (paris, 1705)]. In: Vestnik of Saint Petersburg University. Arts, 2014, vol. 4, no. 2, pp. 5–41. (In Russ.)

Danishevskaia Y. A. Starinnaya francuzskaya syuita: sarabanda kak vokal’no-instrumental’nyj zhanr [Old French Suite: The Sarabande as Vocal & Instrumental Genre]. In: Bulletin of the South Ural State University. Ser. Social Sciences and the Нumanities. 2020, vol. 20, no. 1, pp. 72—78. (in Russ.). DOI: 10.14529/ssh200111

Danishevskaya Y. A. Prelomlenie zakonov prosodii poeticheskih tekstov airs v starinnyh tancah dlya klavira iz francuzskih syuit [Refraction of the Laws of Prosody of the French Airs in Ancient Dances for Clavier]. In: Music. Art, Research, Practice, 2020, no. 1(29), pp. 38–49. (In Russ.)

Zaуtseva N. V. Polemika vokrug francuzskogo klassicizma XVII veka. Istoriografiya voprosa [The Controversy Around the French Classicism of the 17th Century. Historiography of the Issue [Electronic source]. In: Filosofiya i kul’tura / Philosophy and Culture. 2022, no. 2, рр. 101–114. (in Russ.). DOI: 10.7256/2454-0757.2022.2.37321 (accessed: 2.06.2023).

Zaуtseva N. V. Svetskij etiket i «iskusstvo nravit’sya» vo francuzskoj moralisticheskoj literature XVII—XVIII vekov [Secular Etiquette and the ‘Art of Liking’ in French Moralistic Literature of the 17th — 18th Centuries] [Electronic source]. In: Genesis: Istoricheskie issledovaniya / Genesis: Historical Research, 2022, no 2, pp. 65–75. (in Russ.). DOI: 10.25136/2409-868X.2022.2.34998 (accessed: 2.06.2023).

Pylaeva L. D. Terminologicheskie sootnosheniya muzykal’nogo, poeticheskogo i horeograficheskogo sintaksisa v scenicheskih tancah francuzskogo barokko [Terminological Relations of Musical, Poetic and Choreographic Syntax in Stage Dances of French Baroque]. In: Terms, Concepts and Categories in Musicology. IV International Congress of the Society for Theory of Music. Kazan, October 2–5, 2019. Congress Proceedings. Kazan: Zhiganov Kazan State Conservatoire, 2021, pp. 431–440. (In Russ.)

Rasputina M. V. Stanovlenie klavirnogo stilya v muzyke yuzhnonemeckogo barokko [The Rise of the Clavier Style in the Music of the South German Baroque]. Moscow: Moscow State Tchaikovsky Conservatory, 2009. (In Russ.)

Bezuglaya G. A. Muzyka baleta v kontekste muzykal’noj deyatel’nosti horeografov (konec XVI — pervaya tret’ XX vv.) [Ballet Music in the Context of the Musical Activity of Choreographers (From the End of the 16th till the First Third of the 20th Century)]. Doctor Habil. Thesis (Arts). Saint Petersburg, 2021. (In Russ.)

Pylaeva L. D. Muzyka scenicheskih tancev francuzskih kompozitorov XVII — nachala XVIII vekov v kontekste ritoricheskoj epohi [Music of Stage Dances of French Composers of the 17th and Early 18th Centuries in the Context of the Rhetorical Era]. Doctor Habil. Thesis (Arts). Moscow, 2012. (In Russ.)

Pineau J. Le mouvement rhytmique en français, principes et méthode d’analyse. Paris: Klincksieck, 1979.

Belavina E. M. O ritme vo francuzskom yazyke: polemika literaturovedov i lingvistov [On Rhythm in the French Language: Polemics of Literary Scholars and Linguists]. In: Aktual’nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk [Current Issues of the Humanities and Sciences], 2016, no. 2–3, pp. 124–126. (In Russ.)

Bally Ch. Obshchaya lingvistika i voprosy francuzskogo yazyka [Linguistique générale et linguistique française]. Moscow: Inostrannaya literatura, 1955. (In Russ.)

Kruglova E. V. Ob ornamentacii i improvizacii v vokal’nom ispolnitel’stve epohi barokko [On Ornamentation and Improvisation in Baroque Vocal Performance] [Electronic source]. In: PHILARMONIKA. International Music Journal, 2022, no. 6, pp. 13–23. (in Russ.). DOI: 10.7256/2453-613X.2022.6.39508 (accessed: 10.06.2023).

Cyr M. Ariane Consolée par Bacchus and François Couperin’s Early Writing for the viol. In: Early Music, 2020, vol. 48, issue 3, pp. 291–306. DOI: 10.1093/ em/caaa037

Pylaeva L. D. «Strastnye ritmy» vo francuzskih danses chantées (k probleme sootnosheniya slova i muzyki) [“Passionate Rhythms” in French Danses Chantées (the Problem of Correlation of Words and Music)]. In: Music Scholarship / Problemy Muzykal’noj Nauki, 2009, no. 2 (5), pp. 132–134. (In Russ.)

Pylaeva L. D. O ponyatii danse de caractère vo francuzskoj muzyke XVII — pervoj poloviny XVIII vekov [On the Concept of Danse de caractère in French Music of the 17th and first half of the 18th Centuries]. In: Music in the System of Culture: Scientific Bulletin of the Ural Conservatory, Issue 9. Muzykal’naya nauka v nachale XXI veka: dostizheniya, problemy, perspektivy [Musicology in the Early 21st Century: Achievements, Problems, Prospects]. Proceedings of the International Scientific Conference to the 80th Anniversary of the Urals Mussorgsky State Conservatoire and the 175th Фnniversary of Modest Mussorgsky. Ekaterinburg: Urals Mussorgsky State Conservatoire, 2015, pp. 183–192. (In Russ.)

Harnoncourt N. Muzyka barokko: put’ k novomu ponimaniyu [Musik Als Klangrede. Wege zu einen neuen Musikverstandnis. Essays und Vortrage], transl. from German by O. Koval’, ed. By A. Ashirmetova. Moscow: Palmira, 2019. (In Russ.)




DOI: https://doi.org/10.56620/2587-9731-2023-3-009-025

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2023 Larisa D. Pylaeva

URL лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/