Прометей танцующий: Бетховен и балет

Larissa V. Kirillina

Аннотация


Музыка Бетховена часто звучит в балетных постановках XX века и начала XXI века. Но единственный полномасштабный балет «Творения Прометея» (1801) остается не слишком популярным. Между тем это произведение стало важным в творческой судьбе обоих создателей, балетмейстера Сальваторе Вигано и Бетховена.

«Прометеевская» линия в творчестве Бетховена и Вигано развивалась и после премьеры 1801 года. Целый ряд произведений Бетховена 1801– 1804 годов объединен так называемой «прометеевской темой» (цитатой из финального контрданса балета). Вигано, не удовлетворившись венским «Прометеем», поставил в 1813 году в Милане расширенную версию балета. В этом спектакле стало возможным акцентировать моменты, завуалированные в венской версии: аналогии между образами Прометея и Христа. Будучи хорошим музыкантом, Вигано использовал в своих миланских балетах, помимо «Прометея», фрагменты новых произведений Бетховена. Их творческие поиски шли параллельно, хотя Бетховен больше никогда не обращался к жанру балета.

Великолепная симфоническая партитура «Творения Прометея» зажила своей жизнью. Сам балет в XIX и XX веке ставился редко. Однако в XXI столетии интерес к нему возрос. В статье разбираются некоторые современные постановки балета Бетховена. Так, Франческа Харпер предложила прочтение произведения средствами современного балета (2005, Нью-Йорк). В аутентичной манере поставила «Творения Прометея» Хелена Казарова в 2016 году (Чехия, театр в замке Вальтице). Другое решение — очень аскетическое и символическое — осуществил Аттила Эгерхази, поставивший балет в 2017 году силами Танцевального центра Пражской консерватории. Наконец, в 2021 в Болонье хореограф Моника Миньюкки создала спектакль по «Творениям Прометея», очень мало похожий на традиционный балет и решенный в основном средствами пантомимы. Все эти опыты показывают, что единственный балет Бетховена — отнюдь не музейное достояние прошлого. Он может стать органической частью современного музыкального театра.


Полный текст:

PDF

Литература


Lyubimov D. V. L. van Beethoven i F. V. Lopukhov: Chetvertaya simfoniya («Velichie mirozdaniya») na baletnoy stsene [L. van Beethoven and F. V. Lopukhov: The Fourth Symphony (‘The Greatness of the Universe’) on the Ballet Stage]. In: Nauchnyy vestnik Moskovskoy konservatorii / Journal of Moscow Conservatory, 2021, vol. 12, no. 4, pp. 128–155. (In Russ.). DOI: 10.26176/mosconsv.2021.47.4.07

Rice J. A. Empress Marie Therese and Music at the Viennese Court 1792–1807. Cambridge: Cambridge University Press, 2003.

Fishman N. L. Kniga eskizov Bethovena za 1802–1803 god: issledovanie i rasshifrovka [Book of Beethoven’s Sketches for 1802–1803: Research and Decoding]. Moscow: Gosudarstvennoe muzykal’noe izdatel’stvo, 1962.

Floros C. La Séptima de Beethoven: la segunda Eroica. In: Cuadernos de Investigación Musical, 2020, no. 11 (extraordinario), pp. 5–14. DOI:10.18239/invesmusic.2020.11.03

Vyazkova E. V. Bethoven: oratoriya «Hristos na gore Eleonskoj» [Beethoven: Oratorio Christ on the Mount of Olives] . In: Russko-nemeckie muzykal’nye svyazi / Russian-German musical connections. Moscow: State Institute for Art Studies, 1996, pp. 14–51.

Bezuglaya G. A. Muzykal’nost’ klassicheskoj horeografii: issledovanie [Musicality of Classical Choreography: a Study]. Saint Petersburg: Vaganova Ballet Academy, 2020.

Bezuglaya G. A. O muzykal’noy deyatel’nosti vydayushchikhsya khoreografov XIX veka [Musical Activity of Outstanding Choreographers of the 19th Century]. In: Vestnik Akademii russkogo baleta imeni A. Â. Vaganovoj / Bulletin of Vaganova Ballet Academy, 2019, №4 (63), pp. 6–24. (In Russ.). DOI: 10.26294/ARB.2019.63.4.001

Onesti S. Il Prometeo di Viganò: “La gran risorsa di tutti i capocomici”. In: Il Castello di Elsinore, 2022, no. 85, pp. 35–63. DOI: 10.53235/2036-5624/24

Onesti S. “Un ballo senza ballo”. Salvatore Viganò e il coreodramma. In: Il Castello di Elsinore, 2020, no. 81, pp. 49–60. DOI: 10.13135/2036-5624/10




DOI: https://doi.org/10.56620/2587-9731-2023-3-063-081

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2023 Larissa V. Kirillina

URL лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/