Личные библиотеки А. Шёнберга и А. Берга как источник изучения творческой биографии

Yulia S. Veksler

Аннотация


Личные библиотеки композиторов начали изучаться сравнительно недавно, всего около 100 лет тому назад. Между тем это ценнейший источник исследования творческой биографии, который несет отпечаток как личности владельца, так и всего его поколения. Библиотека позволяет судить о вкусах и пристрастиях автора, помогает реконструировать творческие замыслы, порой содержит разного рода маргиналии, которые в современном источниковедении получили статус текстов.

Судьбы библиотек А. Шёнберга и его ученика А. Берга сложились по-разному. Шёнберг не был библиофилом, библиотека служила ему рабочим инструментом и отражала его многосторонние интересы в различных областях знания. Несмотря на многочисленные переезды, его библиотека сохранила свою целостность. Сам Шёнберг составил ее частичную опись, расположив книги в соответствии со своей иерархией ценностей. Систематическое изучение его книжного собрания началось в Институте Арнольда Шёнберга в Лос-Анджелесе и было продолжено в Центре Арнольда Шёнберга после пе-ремещения его архива в Вену. Особую ценность в шёнберговской библиотеке имеют его полемические маргиналии, в которых он ведет воображаемую дискуссию с современниками: Х. Пфицнером, Ф. Бузони, Х. Шенкером. Они дополняют корпус опубликованных и неопубликованных музыкально-теоретических текстов Шёнберга.

Библиотека Берга до сих пор находится в венской квартире композитора. Доступ к его книгам исследователи получили сравнительно поздно, после смерти вдовы Берга Хелены в 1976 году. Систематизация и каталогизация библиотеки еще не закончена. Берг происходил из семьи антиквара, библиофильство он унаследовал от отца. Уже с юных лет библиотека была для него средством познания себя и мира, о чем свидетельствует составленное им масштабное собрание цитат «О самопознании». Берг, как и Шёнберг, имел привычку полемизировать с оппонентами в форме маргиналий (такова полемика с В. Кругом в его книге «Новая музыка»). Большой интерес у исследователей вызывают берговские рабочие экземпляры драмы «Воццек» Г. Бюхнера, а также дилогии «Дух земли» и «Ящик Пандоры» Ф. Ведекинда, которые использовались композитором в работе над либретто обеих опер. Они позволяют реконструировать творческий процесс и содержат ценные указания в отношении драматургии и композиции, характеристики персонажей, а также формы отдельных частей.

Продолжающийся процесс оцифровки архивов Шёнберга и Берга позволяет надеяться на то, что доступ к личным библиотекам композиторов получат исследователи на всех континентах.


Полный текст:

PDF

Литература


Montpellier d’Annevoie M. de. La bibliothèque du compositeur: Vincent d’Indy, ses lectures épiques et «l’épopée musicale». In: Intersections, 2019, no. 2, pp. 119–144. https://doi.org/10.7202/1091839ar

Aynbinder A. G. Lichnaya biblioteka P. I. Chajkovskogo kak istochnik izucheniya ego tvorcheskoj biografii [P. I. Tchaikovsky’s Personal Library as a Source for Studying His Creative Biography]. PhD Thesis. Moscow, 2010. (In Russ.)

Zaitseva T. A. On the History of M. A. Balakirev’s Personal Library. In: Problemy muzykal’noj nauki / Music Scholarship, 2023, no. 3, pp. 95–111. (In Russ.) https://doi.org/10.17674/2782-3601.2023.3.095-111 EDN: SLGTNB

Baranova-Monighetti T. B. Stravinsky’s Music Library in the Context of His Biography and Work (Based on Archival Materials from Paul Sacher Foundation). In: Muzykal’naya akademiya / Music Academy, 2021, no. 2, pp. 38–77. (In Russ.) https://doi.org/10.34690/148

Randkulturen. Lese- und Gebrauchsspuren in Autorenbibliotheken des 19. und 20. Jahrhunderts, hrsg. von A. Jaspers und A. B. Kilcher. Göttingen: Wallstein Verlag, 2020. https://doi.org/10.46500/83533667

Schmidt D. Schreiben als Kommunikationsform. Zum Textstatus von Arnold Schönbergs Glossen. In: Arnold Schönberg in seinen Schriften: Verzeichnis – Fragen – Editorisches, hrsg. von H. Krones. Wien; Köln; Weimar: Böhlau Verlag, 2011. https://doi.org/10.7767/boehlau.9783205791584.101

Stuckenschmidt H. H. Schönberg: Leben. Umwelt. Werk. Zürich: Atlantis, 1974.

Veksler Yu. S. New Music as a Historical Category in the German-Language Musical and Theoretical Discourse after the First World War]. In: Terms, Concepts and Categories in Musicology. IV International Congress of the Society for Theory of Music Congress proceedings. Kazan, October 2–5, 2019. Kazan: Kazanskaya gosudarstvennaya konservatoriya, 2021, pp. 131–144. (In Russ.) https://doi.org/10.48201/9785854012843_131

Glaser Th. Arnold Schönbergs Annotationen in Beethovens Neunter Symphonie. In: Journal of the Arnold Schönberg Center, 2017, no. 14, pp. 51–64.

Veksler Yu. S. Alban Berg i ego vremya. Opyt dokumental’noj biografii [Alban Berg and His Time. The Experience of Documentary Biography]. Saint-Petersburg: Kompozitor, 2009. (In Russ.)

Gratzer W. Zur «wunderlichen Mystik» Alban Bergs: Eine Studie. Wien: Böhlau, 1993.

Jaspers A. Digitalisierung als epistemische Praxis. Vom Nutzen und Nachteil der digitalen Katalogisierung und Erschließung von Autor:innenbibliotheken. In: Zeitschrift für Germanistik. Neue Folge XXXII, 2022, no. 1, pp. 133–154. https://doi.org/10.3726/92171_133

Strindberg, Schönberg, Munch. Nordische Moderne in Schönbergs Wien um 1900, hrsg. von Chr. Meyer. Wien: Arnold Schönberg Center, 2008.

Veksler Yu. S. O kompozicionnom processe Albana Berga [On the Compositional Process of Alban Berg]. Nizhny Novgorod: Izdatel’stvo Nizhegorodskoj gos. konservatorii im. M. I. Glinki, 2017.




DOI: https://doi.org/10.56620/2587-9731-2023-4-029-049

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2023 Yulia S. Veksler

URL лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/