Вопрос о нарративе и архитектонике — применительно к прозе Даниила Хармса

Larisa L. Gerver

Аннотация


Настоящая статья написана как отклик на формулировку темы конференции «Музыкальная композиция: нарратив vs архитектоника» (РАМ имени Гнесиных, 2022), в которой констатируется общность между музыкой, литературой и архитектурой, то есть музыкой и теми сферами творчества, которым изначально принадлежат нарратив и архитектоника. Музыка обладает равной способностью к восприятию композиционных принципов, актуальных для временных и пространственных искусств, и это обстоятельство ставит музыку в центр тройного сопоставления с нарративом (и представленной им литературой) и архитектоникой (и, соответственно, архитектурой). Автор статьи предлагает повернуть схему тройного сопоставления таким образом, чтобы в центре оказалась не музыка, а литература. И не литература вообще, а малая проза Даниила Хармса — преимущественная область наблюдений над особенностями нарратива в его творчестве. В организации сочинений Хармса играют заметную роль как музыкальные, так и архитектурные аналогии, обоснование которых мы находим в ряде его записей, рисунков и теоретических текстов. «Музыкальные» свойства поэзии и прозы Хармса изучены в достаточной степени, чего нельзя сказать о присущей ей архитектоничности — сравним с фигурирующим в записях Хармса «законом симметрии, законом равновесия» (Трактат о бесконечном, 1932). Инструментом выявления симметрии в литературном тексте служит метротектонический метод Конюса. В статье рассмотрены три примера симметрично выстроенной прозы Хармса — рассказы «Оптический обман», «Синфония №2» и «Сундук».


Полный текст:

PDF

Литература


Shchedrina I. O. The New Aspects of Contemporary Narratology (Reflections on Book). In: Voprosy filosofii / Questions of Philosophy, 2017, № 9, pp. 82–90. (In Russ.)

O’Rourke R. Representation, Emotion, and the Madrigal in Sixteenth-Century Italy. PhD Thesis. New York: Columbia University, 2020. http://doi.org/10.7916/d8-55hh-bd17

Stoïanova I. Narrative Strategies in Contemporary Opera: Case Study of the Gesualdo Story in the Works by Schnittke and Sciarrino. In: Nauchnyy vestnik Moskovskoy konservatorii / Journal of Moscow Conservatory, 2021, vol. 12, iss. 4, pp. 156–173. (In Russ.) http://doi.org/10.26176/mosconsv.2021.47.4.08

Bakhtin M. M. Towards a Philosophy of Action. In: Bakhtin M. M. Collection: in 7 Volumes. Moscow: Russian Dictionaries, 2003, Vol. 7. pp. 7–68. (In Russ.)

Jena N., Das P. K. Hypertextuality of Oral Literature(s): Reading the Architectonics of Indian Folklores in Digital Archives. In: Digitalization of Culture Through Technology. Proceedings of the International Online Conference On Digitalization And Revitalization Of Cultural Heritage Through Information Technology – ICDRCT–21, 23–24 Nov 2021, KIIT University, Bhubaneswar, ed. by Mishra D., Samanta S. R. London: Routledge, 2023, pp. 204–208. http://doi.org/10.4324/9781003332183

Gerver L. L. “The Riddle” about the Centre in the Fifth Movement of Anton Webern’s Cantata op. 31 [Electronic source]. In: Sovremennye problemy muzykoznaniya / Contemporary Musicology, 2023, no. 2, pp. 95–115. (In Russ.). http://doi.org/10.56620/2587-9731-2023-2-095-115 (accesses 1.11.2023).

Tokarev D. V. Worstward Ho: the Absurd as a Text Category in Samuel Beckett and Daniil Kharms. Moscow: New Literary Review, 2002. (Scientific Supplement. Iss. 35) (In Russ.)

Maroshi V. V. On the Genesis of the Narrative of the Absurd: L. N. Tolstoy and D. Kharms In: Critique and Semiotics, 2006, no. 10, pp. 98–112 (In Russ.).

Cvigun T. V. “Or Maybe that Word never Existed...”: Narrative Operators in the Poetics of D. Kharms. In: Baltijskij filologičeskij kur’er / Baltic Philological Courier, 2007, no. 6, pp. 285–293. (In Russ.)

Gerver L. L. Continuing on the Introduction to Daniil Kharms’ Musical Cases: Ideas and Realizations. In: Muzykal’naya akademiya / Music Academy, 2023, no. 1, pp. 166–193. http://doi.org/10.34690/297 (In Russ.)

Gerver L. L. Music and Musical Mythology in the Works of Russian Poets (First Decades of the 20th century). Moscow: Indrik, 2001. (In Russ.)

Shen I. Inaction and Silence as Eastern Ideas in D. Kharms’ Works. In: Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 9. Filologiya / Lomonosov Philology Journal, 2019, no. 4, pp. 139–150. (In Russ.)

Crescenzi C. Mutatis mutandis, architettura e narrazione. L’arte di Gua-rino Guarini. In: Connettere. Un disegno per annodare e tessere. Atti del 42° Convegno Internazionale dei Docenti delle Discipline della Rappresentazione. Connecting. Drawing for weaving relationships. Proceedings of the 42th International Conference of Representation Disciplines Teachers, a cura di A. Arena e a. Milano: Franco Angeli, 2020, pp. 1119–1138. http://doi.org/10.3280/oa-548.63




DOI: https://doi.org/10.56620/2587-9731-2023-4-050-067

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2023 Larisa L. Gerver

URL лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/