«Загадка» о центре V части Кантаты op. 31 Антона Веберна
Аннотация
Статья представляет собой аналитический комментарий к разъяснению Антона Веберна относительно формы в Freundselig ist das Wort (V части его Кантаты op. 31): «В центре стоят слова: “Weileram Kreuzverstummte<…>”»(из письма к Хильдегард Йоне от 25 июля 1942 года). Хотя в нотах границы фразы о Кресте отчетливо обозначены двойными тактовыми чертами, понять, что именно подразумевал Веберн, нелегко. Кэтрин Бейли, автор статьи о Кантате ор. 31 и книги о серийных сочинениях Веберна, назвала его утверждение о центре «мягко говоря, неточным», а такты, к которым оно относится, «загадкой». Откликаясь на этиоценки и опираясь на результаты исследований Бейли — в первую очередь, на выявленные ею признаки центральной симметрии в серийном каноне Freundselig ist das Wort, — автор статьи предлагает свой вариант решения вопроса о центре.
Анализ с позиции метротектонизма показывает, что, во-первых, фраза о Кресте не является центром в строгом смысле слова, хотя это и средняя из пяти частей Freundselig ist das Wort, и, во-вторых, что композиционный центр здесь все же существует. Это особым образом оформленное окончание фразы о Кресте, которое соответствует понятию «центральная каденция», то есть, согласно Г.Э. Конюсу, «является своего рода узлом, связующим тождественные или сходные построения, размещенные по обе стороны этого узла», и находится на равном удалении от начальной и заключительной точек формы.
Полный текст:
PDFЛитература
Webern A. von. Lektsii o muzyke. Pis’ma [The Path to the New Music. Letters]. Ed. by M. S. Druskin, A. G. Shnittke, trans. by V. G. Shnittke. Moscow: Muzyka [Music], 1975. (In Rus.)
Gulyanitskaya N.S. Vvedenie v sovremennuyu garmoniyu: Ucheb. posobie [Introduction to Modern Harmony: Textbook]. Moscow: Muzyka [Music], 1984. (In Rus.)
Gulyanitskaya N.S. Predislovie o sovremennoy kompozitorskoy muzy-kologii [Preface about Contemporary Musicology of Composer]. In: Slovo kompozitora (po materialam vtoroj poloviny XX veka) [A Composer’s Word (on the examples of the 2nd half of the 20th century)], collected articles, ed. by N.S. Gulyanitskaya. Moscow: RAM im. Gnesinyh [Gnessins Russian Academy of Music], 2001, vol. 145, pp. 4–13. (In Rus.)
Denisov E.V. Variatsii op. 27 dlya fortepiano A. Veberna [Piano Varia-tions op. 27 by A. Webern]. In: Sovremennaya muzyka i problemy evolyutsii kompozitorskoy tekhniki [Contemporary Music and the Problems of Composi-tional Technique Evolution]. Moscow: Sovetskij kompozitor [Soviet Composer], 1986, pp. 168–206. (In Rus.)
Konyus G.E. Kak issleduet formu muzykal’nykh organizmov metrotek-tonicheskiy metod [How the Metrotectonic Analysis Researches a Muical Form]. Moscow: MUZGIZ, 1933. (In Rus.)
Konyus G.E. Kritika traditsionnoy teorii v oblasti muzykal’noy formy [Critics on the Conventional Theory of Musical Form]. Moscow: MUZGIZ [State Music Publishing House], 1932. (In Rus.)
Smirnov D.O. Simfonii Veberna. Seriynaya struktura [About Webern’s Symphony. Serial Structure] [Electronic source]. Available at: https://wikili-vres.ru/О_Симфонии_Веберна_(Смирнов)/Серийная_структура (accessed: 22.02.2023). (In Rus.)
Snitkova I.I. Vebern. Simfoniya op.21: «liricheskaya» ili «simvolich-eskaya» geometriya? [Webern. Symphony op. 21: “Lyric” or “Symbolic” Ge-ometry]. In: «I svet vo t’me svetit». O muzyke Antona Veberna. 1945–1995 [“And the Light Shines in the Darkness.” On Music by Anton Webern. 1945–1995], Sci-entific Works of Tchaikovsky Moscow State Conservatory. Moscow: Redaktsionno-izdatel’skiy otdel “Moskovskaya konservatoriya” [Editorial and Publishing Department of the Moscow Conservatory], 1998, vol. 21, pp.117–134. (In Rus.)
Telkova N.S. Khorovoe tvorchestvo Antona Veberna [Choral Works by Anton Webern]: Cand. sci. dis. 17.00.02. Moscow, 2010. (In Rus.)
Kholopov Yu.N. O russkoy i zarubezhnoy muzyke. Stat’i. Materi-aly [On Russian and European Music. Articles. Materials]. Ed. by T. S. Kyuregyan. Mos-cow: Nauchno-izdatel’skij centr “Moskovskaya konservatoriya” [Scientific and Publishing Center “Moscow Conservatory”], 2022. (In Rus.)
Kholopova V.N. Formy muzykal’nykh proizvedeniy [Musical Form], 2nd revised ed. St. Petersburg: Lan’, 2001. (In Rus.)
Kholopova V.N., Kholopov Yu.N. Webern. Zhizn’ i tvorchestvo [Webern. Life and Works]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1984. (In Rus.)
Shkapa E.A. Teoriya metrotektonizma Georgiya Eduardovicha Konyusa: ee mesto v istorii muzykal'noy nauki i vozmozhnosti primeneniya [Theory of the Metrotectonic Analysis by G. E. Konyus: Historical Significance and Possibilities for Application]: Cand. sci. dis. 17.00.02. Moscow, 2006. (In Rus.)
Archibald B. Some Thoughts on Symmetry in Early Webern: Op. 5, No. 2. In: Perspectives of New Music, Seattle: Perspectives of New Music, 1972, vol. 10, № 2, pp. 159–163.
Bailey K. Canon and Beyond: Webern’s Op. 31 Cantata. In: Music Analy-sis. NY: Wiley, 1988, vol. 7, № 3, pp. 313–348.
Bailey K. The Twelve-Note Music of Anton Webern: Old Forms in a New Language. Cambridge: Cambridge university press, 1991.
Bruhn S. Symmetry and irreversibility in the musical language(s) of the twentieth century. In: Symmetry: Culture and Science, 1992, vol.3, № 2, pp. 187– 200.
Busch R. Weberns Streichquartett op. 28 und das Schriftbild seiner Par-tituren. In. Webern-Studien Beihefte der Anton Webern Gesamtausgabe, von T. Ahrend, M. Schmidt. Wien: Lafite, 2016, S. 41–76.
Post W.D. Temporal Proportions as a Unifying Process in Anton We-bern’s Variations for Piano Op. 27. In. International Journal of Humani-ties and Social Science, 2014, vol. 4, № 7, pp. 1–11.
Solomon L.J. Symmetry as a Compositional Determinant. Ph.D. disser-tation. University of West Virginia, 1973, revised 2002.
Urbanek N. Familienchronik oder Flaschenpost? Text und Paratext in den Skizzen Anton Weberns. In. Webern-Studien Beihefte der Anton Webern Gesamtausgabe, von T. Ahrend, M. Schmidt. Wien: Lafite, 2016, S. 135–164.
DOI: https://doi.org/10.56620/2587-9731-2023-2-095-115
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
(c) 2023 Larisa L. Gerver
URL лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/