«Отец-создатель» современной скрипичной школы игры: к юбилею Дж.Б. Виотти

Polina B. Podmazova

Аннотация


Статья посвящена крупнейшему музыканту рубежа XVIII–XIX веков, признанному главе французской скрипичной школы Дж.Б. Виотти. В ней впервые в отечественном музыкознании сделан акцент на роли Виотти как основоположника современной школы скрипичной игры.

Исполнительское искусство Виотти, направленное на достижение масштабной и экспрессивной манеры игры, раскрытие содержательности скрипичного тона и его широкого художественного воплощения нашло яркое отражение в жанре сольного скрипичного концерта. Сформированная им модель жанра послужила образцом для последующего поколения скрипачей-композиторов.

Традиции творчества Виотти получили распространение по всей Европе. Во Франции они были развиты его ближайшими последователями – Р. Крейцером, П. Роде, П. Байо, ясно воплотились в их совместном труде – знаменитой «Скрипичной методике» (1802) Парижской консерватории. Во франко-бельгийской скрипичной школе их продолжателем стал А. Роберехтс, в чешской – Ф.В. Пиксис. В немецком скрипичном искусстве принципы Виотти укоренились благодаря композиторской и исполнительской деятельности Л. Шпора. На новом этапе развития скрипичного исполнительства большой вклад в их сохранение и развитие внесли выдающиеся педагоги Й. Иоахим и Л. Ауэр, воспитавшие не одно поколение прославленных скрипачей.

Идеи концертного творчества Виотти, переосмысленные и индивидуально интерпретированные, присутствуют в скрипичных произведениях      Н. Паганини,      Л. ван Бетховена,      Ф. Мендельсона, А. Вьëтана, Г. Венявского, Э. Лало, А. Дворжака,   П.И. Чайковского, А.К. Глазунова,       Я. Сибелиуса,        а        также        С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, А.И. Хачатуряна.

Материал, предложенный автором, предлагает по-новому взглянуть на деятельность величайшего скрипача прошлого и оценить его вклад в формировании лучших традиций скрипичного исполнительства.


Полный текст:

PDF

Литература


Berford T.V. Nikolo Paganini: Stilevye istoki tvorchestva [Nicolo Paganini: The style sources of creativity]. Saint Petersburg: Izdatel'stvo imeni N.I. Novikova [Publishing House named after N.I. Novikov], 2010.

Byuken E. Muzyka epohi rokoko i klassicizma / pod red. M.V. Ivanova-Boreckogo, per. s nem. V.V. Mikosho [Music of the era of Rococo and Classicism / ed. by M.V. Ivanov-Boretsky, trans. by V.V. Mikosho]. Mos- cow: Muzgiz [State Music Publishing House], 1934.

Kirillina L.V. Klassicheskij stil' v muzyke XVIII – nachala XIX veka. CH. III. Poetika i stilistika [Classical style in the music of the 18th – early 19th centuries. Part III. Poetics and stylistics]. Moscow: Izdatel'skij dom «Kompozitor» [Composer Publishing House], 2007.

Baillot P. L’Art de Violon. Nouvelle Méthode. Paris: L’imprimerie du Conservatoire de Musique, 1834.

Baillot P., Rode P., Kreutzer R. Méthode du violon par les Citoyens Baillot, Rode et Kreutzer, Membres du Consevatoire de Musique [Rédigée par Citoyen Baillot]. Paris: Au Magasin de Musique, 1802.

Baird O. Pugnani and Viotti's European tour: new materials from the memoirs of Ludwig-Wilhelm Tepper de Ferguson [Electronic source] // The Musical Times, Vol. 155, № 1926, 2014. P. 95–98. URL: https://www.jstor.org/stable/24615707

Cotte R.J.V. Baron, Bagge de [Electronic source] // Grove Music Online. Oxford, 2001. URL: http://www.oxfordmusiconline.com /grovemu- sic/view/10.1093/gmo/9781561592630.001.0001/omo-9781561592630-e- 0000001761

Dellaborra M.-T. Giovanni Battista Viotti. Palemo: L’Epos, 2006.

Einstein A.G.-B. Preface to: Viotti. Violin Concerto № 22, a-moll. London, 1939.

Fetis F.-J. Viotti, Giovanni Battista // Biographie universelle des musiciens et bibliographie générale de la musique. Bruxelles, 1844.

Fetis F.-J. Rode, Pierre // Biographie universelle des musiciens et bibliographie générale de la musique. Vol. 7. Paris: Firmin Didot Frères, 1875.

Hardy J. Rodolphe Kreutzer. Sa jeunesse à Versailles, 1766–

Paris: Librairie Fischbacher, 1910.

Lister W. Amico: the life of Giovanni Battista Viotti. Oxford: Ox- ford University Press, 2009.

Mell A. Lolli, Antonio [Electronic source] // Grove Music Online. Oxford, 2001. Vol. 15. URL: http://www.oxfordmusiconline.com/grove mu- sic/abstract/10.1093/gmo/9781561592630.001.0001/omo-97815615 92630 -e-0000016891

Pougin A. Notice sur Rode. Paris: Pottier de Lalaine, 1874.

Pougin A. Viotti et L’Ecole moderne de Violon. Paris: Mayence;

Les Fils de B. Schott, 1888.

Schwarz B. Beethoven and the French violin school [Electronic source] // The Musical Quarterly. Vol. 44, No. 4, 1958. P. 431–447. URL: https://www.jstor.org/stable/740706

Schwarz B. Pugnani, Gaetano [Electronic source] // Grove Mu- sic Online. Oxford, 2001. URL: https://doi.org/10.1093/gmo/9781561592630.article.22526

Spohr L. Autobiography. London: Reeves & Turner, 1978.

Stowell R. Violin Technique and Performance Practice in the Late Eighteenth and Early Nineteenth Centuries. Cambridge: Cambridge University Press, 1985.

White E.Ch. Giovanni Battista Viotti and his violin concertos: diss. PhD. Princeton University, 1957.

White E.Ch. Toward a more accurate Chronology of Viotti's Vio- lin Concertos [Electronic source] // Fontes Artis Musicae, Vol. 20, No. 3, 1973. P. 111–124. URL: https://www.jstor.org/stable/23506743

Yim D. Viotti and the Chinnerys: A Relationship Charted Through Letters. Aldershot, Hants: Ashgate Publishing Limited, 2004.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2020 Polina B. Podmazova

URL лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/