«Серьезная» и «Несерьезная» музыка Натальи Хондо

Ekaterina V. Маkartseva

Аннотация


Статья посвящена творчеству нашего современника, композитора, педагога кафедры оперно-симфонического дирижирования Российской академии музыки имени Гнесиных Наталье Хондо. Являясь автором произведений в самых различных жанрах, автор отдает предпочтение музыке для оркестра русских народных инструментов (далее – ОРНИ). Материалом для анализа послужили произведения, относящиеся, казалось бы, к полярным жанрам, обозначенным самим автором не без доли шутки как «серьезная» и «несерьезная» музыка.

В качестве характерной стилевой особенности пьесы «Одинокий путник» и трех сюит для ОРНИ отмечена подчеркнутая демократичность языка и незамысловатость форм. Благодаря этим качествам сочинения довольно часто исполняются, в том числе и в качестве конкурсных произведений. Направленность на детскую аудиторию диктует необходимость синтезированной формы концертов, в которых они, как правило, звучат – литературно-музыкальные композиции. Произведения более «серьезных» жанров («Восемь восьмых» для баяна с оркестром, «Болгарское концертино», «Диалоги» для двух домр с оркестром, Концерт-поэма для балалайки с оркестром) объединяет достаточно сложная работа с тематизмом, полифоническая техника, диалогичность. Отмечено влияние эпической ветви русской симфонической школы, ярко представленной творчеством Бородина, Глазунова, Танеева, Мясковского. Сделан акцент на метроритмическом мастерстве композитора Акцентируется мастерское владение оркестром и красочность оркестровой палитры, особенностью которой является контраст туттийных эпизодов и «прозрачных» сольных и ансамблевых.

Вне зависимости от «адреса» сочинения и повода для его создания, все композиторские задачи решаются Натальей Хондо в высшей степени профессионально. В этом смысле Хондо – продолжатель гнесинской традиции, для которой музыка для ОРНИ является одной из важнейших областей.


Полный текст:

PDF

Литература


Nacional'nyj akademicheskij orkestr narodnyh instrumentov Rossii im. N.P. Osipova [National academic orchestra of folk instruments of Russia by N. P. Osipova]. [Electronic resource] URL: http://www.ossipovorchestra.ru/concerts/all/ 2016-11-06.

Baushev A.V. Specifika sinteticheskogo zhanrovogo tolkovaniya Koncerta-poemy dlya balalajki i russkogo narodnogo orkestra Natal'i Hondo [Baushev A. Specificity of synthetic genre interpretation of the Concertpoem for balalaika and Russian folk orchestra by Natalia Hondo // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. [Historical, philosophical, political and legal Sciences, cultural studies and art criticism. Questions of theory and practice]. Tambov: Gramota [Charter], 2016. № 1 (63). P. 23–26.

Grigorij Zajcev: «Narodnyj orkestr mozhet povliyat' na simfonicheskij, ya v etom ubezhden» [Grigory Zaitsev: «Russian folk orchestra can influence the Symphonyс, I am convinced of this»]. Interv'yu kompozitora G. Zajceva zhurnalu «Narodnik» [Interview of the composer G. Zaitsev magazine «Narodnik»] // Narodnik: Informacionnyj byulleten [Newsletter]. Moscow: Muzyka [Music], 2008. № 4. P. 29-34.

Keldysh Yu.V. Ocherki i issledovaniya po istorii russkoy muzyki [Essays and studies on the history of Russian music]. Moscow: Sovetskiy kompozitor [Soviet composer]. 1978. 512 р.

Krystev V.G. Bolgarskaya muzyka. Muzykal'naya enciklopediya [Bulgarian music. Music encyclopedia]. [Electronic resource] URL:

http://enc-dic.com/enc_music/Bolgarskaja-Muzyka-983/ (accessed date: June 11, 2016).

Romashkov A.A. ZHanrovaya model' syuity dlya orkestra russkih narodnyh instrumentov [Genre model suites for Russian folk instruments]. Dissertaciya kandidata iskusstvovedeniya [Thesis for the degree of PhD]. Tambov, 2015. 239 р.

Cukkerman V.A. «Kamarinskaya» Glinki i ee tradicii v russkoj muzyke. [Glinka's Kamarinskaya and its traditions in Russian music]. Moscow: Muzgiz [Muzgiz], 1957. 495 р.

SHarabarin M.I. Novatorskie proyavleniya metroritmicheskogo nachala v muzyke dlya smeshannyh ansamblej russkih narodnyh instrumentov (period 1960-h – 2010) [Innovative manifestations of the metro-rhythmic principle in music for mixed ensembles of Russian

folk instruments (period 1960-2010)]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedenie: [Bulletin of Tomsk state University. Cultural studies and art history]. 2016, № 3 (23). P. 166–171.

Fuller D. Suite // The New Grove Dictionary of Music and Musicians: Vol. 18. London, 1980. P.333–350.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2020 Ekaterina V. Маkartseva

URL лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/