«Стальной скок» С. С. Прокофьева в Париже и Лондоне (1927 год)

Ivan D. Porshnev

Аннотация


Творческое   взаимодействие   С.П. Дягилева    и С.С. Прокофьева по сей день остаtтся одним из самых интересных вопросов современного музыкознания. Среди произведений, написанных для дягилевской антрепризы, выделяется одно с замысловатым и несколько неуклюжим названием – «Стальной скок» («Le Pas d’Acier»). Созданный в течение 1925–1927 годов балет имел ошеломительный успех как у парижской, так и у лондонской публики, и держался в репертуаре вплоть до смерти Дягилева.

Целью данной работы является выявление общих тенденций в сформировавшемся после премьеры балета в прессе мнении о балете

«Стальной скок». Объектом исследования являются критические оценки произведения Прокофьева, сформировавшиеся во франкоязычной, англоязычной прессе и прессе русского зарубежья. Предмет исследования – опубликованные тексты французских, русских, английских авторов, которые изучаются в современных произведению историческом и культурном контекстах. Из всего многообразия критических откликов нами во внимание взяты 24 франкоязычных публикации; 9 публикаций авторов русского зарубежья (включая интервью Дягилева); 47 англоязычных публикаций (включая ещё одно интервью Дягилева).

Три главные художественные составляющие спектакля (художественное оформление Г. Б. Якулова, хореография Л. Ф. Мясина и музыка Прокофьева) вызывали самые различные ассоциации у французских, английских критиков и представителей русского зарубежья. Отдельное внимание уделено поиску «большевистского» следа во всех составляющих скандальной постановки. Впервые в научной литературе анализируется вся многообразная палитра мнений относительно «Стального скока», отмечаются характерные черты рассматриваемой прессы, и прослеживается сценический путь балета в течение XX, XXI и XXII сезонов Русского балета. Делается предположение о том, что парадоксальный успех балета в Великобритании был связан не только с политическим контекстом времени (премьера балета совпала с англо-советским кризисом («Военной тревогой») 1927 года), но и с эстетическими предпочтениями английской публики, в частности, вниманием к конструктивизму как единому стилевому направлению в разных видах искусства.


Полный текст:

PDF Abstract

Литература


Istoriya «Russkogo baleta» real'naya i fantasticheskaya v risunkah, memuarah i fotografiyah iz arhiva Mihaila Larionova [The realistic and fantastic history of Russian Ballet in the illustration, memoirs and photographs from Mikhail Larionov’s archive]. Moscow: Interrosa, 2009.

Lifar S. M. Dyagilev i s Dyagilevym [Diaghilev and with Diaghilev]. Moscow: Vagrius, 2005.

Prokof'ev o Prokof'eve: Stat'i, interv'yu [Prokofiev about Prokofiev: Articles, interviews] / Red. Varunc V.P. Moscow: Sovetskij kompozitor [Soviet composer], 1991.

Prokofiev S.S. Dnevnik. 1907–1933 [Diary. 1907–1933]. In 3 vol- umes. V. 2nd. 1916–1925. Moscow: Klassika XXI [Classic XXI], 2017.

Prokofiev S. S. Dnevnik. 1907–1933 [Diary. 1907–1933]. In 3 vol- umes. V. 3rd. 1926–1933. M.: Klassika XXI [Classic XXI], 2017.

Sergej Dyagilev I russkoe iskusstvo. Stat'i, otkrytye pis'ma, interv'yu. Perepiska. Sovremenniki o Dyagileve [Sergei Diaghilev and Russian art. Articles, open letters, interviews. Correspondence. Coevals about Diaghilev]. In 2 volumes. V. 1st / Ed. and comment. I.S. Zil'bershtejn I V.A. Samkov. M.: Izobrazitel'noe iskusstvo [Decorative art], 1972.

A Feast of wonders: Sergei Diaghilev and the ballets russes. Milano, Skira, 2009.

Diaghilev and the golden age of the Ballets Russes, 1909–1929. London, V & A publ., 2010.

Kahane Martine. 1909–1929. The Ballets Russes at The Opera.

Paris, Bibliothèque nationale [National library], 1992.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2020 Ivan D. Porshnev

URL лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/