Музыка на службе Габсбургов: австрийские ораториальные жанры XVII — XVIII века в точке пересечения духовной и придворной культуры

Lada Y. Aristarkhova

Аннотация


В статье ораториальные жанры рассматриваются в контексте религиозно-политической жизни Австрии XVII – 1-й половины XVIII века. В австрийской культуре этого периода музыке отводилась важная репрезентативная роль: музыкальное искусство должно было возвеличивать правящих монархов как кайзеров Священной Римской империи и ревностных католиков. Закономерно, что особое значение придавалось ораториальным жанрам. Возвышенные и в то же время театрально-репрезентативные, основанные на текстах священного писания, но напрямую не связанные с литургической практикой, они представляли собой превосходный инструмент для воздействия на умы и сердца подданных.

Центром музыкальной жизни Вены была придворная императорская капелла, где культивировались главные духовные жанры эпохи: оратория и сеполькро. Последний, несмотря на итальянское происхождение, фактически представлял собой специфически австрийскую разновидность оратории.  Преимущественно одночастные, sepolcri имели особый, довольно ограниченный круг сюжетов (последние дни земной жизни Христа) и исполнялись на фоне модели Гроба Господня. Автор работы рассматривает особенности либретто, некоторые вопросы музыкальной поэтики и стиля сеполькро, а также связи этой жанровой ветви с венской придворной культурой и местными религиозными традициями.

Также показано, в какой степени духовные жанры зависели от личных вкусов и политических целей австрийской императорской семьи, что во многом определяло их эволюцию. Тесное взаимодействие музыки, политики и религии в XVII–XVIII столетии во многом способствовало развитию богатой и очень самобытной традиции, которая, в свою очередь, оказала неоспоримое влияние на кантатно-ораториальное творчество венских классиков.


Полный текст:

PDF Abstract

Литература


Lobanova M.N. Zapadnoevropejskoe muzykal'noe barokko: problemy ehstetiki i poehtiki [Western European musical baroque: problems of aesthetics and poetics]. Moscow: Muzyka [Music], 1994.

Mikhailov A.V. Poehtika barokko: zavershenie ritoricheskoj ehpohi [Poetics of Baroque: the completion of the rhetorical era] // Mikhailov A.V. YAzyki kul'tury. Uchebnoe posobie po kul'turologii [Culture languages. Textbook on cultural studies]. Moscow: YAzyki russkoj kul'tury [Russian culture languages], 1997. P. 112–175.

Adler G. Musikalische Werke der Kaiser Ferdinand III, Leopold I und Joseph I [Musical works of Emperor Ferdinand III, Leopold I and Joseph I]. Wien: Artaria, 1892–93.

Deisinger M. Giuseppe Tricarico als Kapellmeister und Komponist sakraler Musik am Hof der Habsburger in Wien 1657–1662. Sepolcri, Kirchenmusik und Auffuehrunger von Oratorien im Auftrag der Kaiserin Eleonora II [Giuseppe Tricarico as Kapellmeister and composer of sacred music at the court of the Habsburgs in Vienna 1657-1662. Sepolcri, church music and performers of oratorios commissioned by Empress Eleonora II] // Sakralmusik im Habsburger Kaiserreich 1619–1740 [Sacred music in the Habsburg Empire 1619–1740] / ed. by T. Erhardt. Wien, 2013. P. 169–189.

Kantner L. L’oratorio tra Venezia e Vienna: un confront [The oratory between Venice and Vienna: a comparison] // L’opera italiana a Vienna prima di Metastasio. A cura di Maria Teresa Murano [Italian opera in Vienna before Metastasio. Curated by Maria Teresa Murano] / ed. Leo S. Olschki. Firenze: Olschki, 1990. S. 207–216.

Köchel L.R. von. Die kaiserliche Hofmusikkapelle in Wien von 1543 bis 1867 [The imperial court band in Vienna from 1543 to 1867] Wien: Beck, 1869.

Marx H.J. Festinszenierungen römischer Oratorien und Serenaten im Barockzeitalter [Festival productions of Roman oratorios and serenatas in the baroque age]. Ein Vortrag an der Schola Cantorum Basiliensis [A lecture at the Schola Cantorum Basiliensis]. Basel, 1997.

Musikgeschichte Ӧsterreichs [Music history of Austria] / hrsg. von R. Flotzinger und G. Gruber [ed. by R. Flotzinger and G. Gruber]. Band II. Vom Barock zum Gegenwart [Part II. From the baroque to the present]. Graz, Wien, Köln, 1979.

Oratorienführer [Oratorio Guide] / hrsg. von S. Leopold und U. Scheideler [ed. by S. Leopold and U. Scheideler]. Stuttgart, Weimar: Metzler, Kassel: Bӓrenreiter, 2000.

Page J.K. Convent Music and Politics in Eighteenth-Century Vienna. Cambridge: University Press, 2014.

Page J.K. Music ‘at the Holy Sepulchre’ in Viennese Female Convents in the Early Eighteenth Century // Sakralmusik im Habsburger Kaiserreich 1619–1740 / ed. by T. Erhardt. Wien, 2013. P. 231–252. (Veröffentlichungen der Kommission für Musikforschung [Publications of the Commission for Music Research]).

Schering A. Die Geschichte des Oratoriums [The story of the oratory]. Leipzig: Breitkopf & Härtel, 1911. Repr. 1966.

Schnitzler R. The Viennese Oratorio and the Work of Ludovico Ottavio Burnacini // L’opera italiana a Vienna prima di Metastasio. A cura di Maria Teresa Murano [Italian opera in Vienna before Metastasio. Curated by Maria Teresa Murano] / ed. Leo S. Olschki. Firenze: Olschki, 1990. S. 217–237.

Schnitzler R. The Viennese Oratorio and the Work of Ludovico Ottavio Burnacini // Publikationen des Instituts fuer österreichische Musikdokumentation [Publications of the Institute for Austrian Music Documentation]. Vol. 16 / hrsg. von Brosche [ed. by Brosche]. Wien: Hans Schneider – Tutzing, 1990.

Smither H.E. A History of the Oratorio. V.I The Oratorio in the Baroque Era. Vienna, Paris: The University of North Carolina Press, 1977.

Smither H.E. Oratoria and Sacred Opera, 1700-1825: Terminology and Genre-Distinction // Proceedings of the Royal Musical Assiciation 106 (1979). Published by: Taylor & Francis, Ltd. 1979–80. P. 88–104.

Vogl H. Zur Geschichte des Оratoriums in Wien von 1725 bis 1740 [On the History of the Oratory in Vienna from 1725 to 1740] // Studien zur Musikwissenschaft. Leipzig: Breitkopf und Härtel [Studies in Musicology. Leipzig: Breitkopf and Härtel]. XIV, 1927. S. 241–265.

Weaver A.H. Representing the Emperor in Sound: Sacred Music as Public Image for Ferdinand III at the End of the Thirty Years’ War // Sakralmusik im Habsburger Kaiserreich 1619–1740 / ed. by T. Erhardt. Wien, 2013. P. 77–94. (Veröffentlichungen der Kommission für Musikforschung [Publications of the Commission for Music Research]).

Wellesz T. Die Opern und Oratorien in Wien von 1660–1708 [The operas and oratorios in Vienna from 1660-1708] // Studien zur Musikwissenschaft [Studies in Musicology]. Leipzig: Breitkopf und Härtel, Wien: Artaria. VI, 1919.

White H. Johann Joseph Fux and the Musical Discourse of Servitude // Sakralmusik im Habsburger Kaiserreich 1619–1740 / ed.by T. Erhardt. Wien, 2013. P. 11–24.

Wienerisches Diarium [Viennese diarium]. 1730–1740.

Wiesmann S. Das Wiener Sepolcro [The Vienna Sepolcro] // Oper als Text. Romantische Beiträge zur Libretto-Forschung [Opera as text. Romantic contributions to libretto research] / hrsg. von A. Gier [ed. by A. Gier]. Heidelberg, 1986. S. 25–31.




DOI: https://doi.org/10.56620/2587-9731-2019-1-002-018

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2019 Lada Y. Aristarkhova

URL лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/