«Прелюдии» Клода Дебюсси: идея произведения как цикла

Tijana P. Mladjenović, Ivana P. Lozo

Аннотация


«Прелюдии» Клода Дебюсси – это 24 прелюдии, объединенные в два сборника по 12 прелюдий каждый. Каждое из этих небольших произведений настолько самодостаточно, что, как подтверждает практика, их можно исполнять независимо друг от друга. В исследовании поднимается вопрос о возможности использования термина «цикл», в отличие от термина «сборник», для обозначения структурного целого, объединяющего 24 прелюдии Клода Дебюсси. В ходе исследования был выявлен ряд объединяющих факторов, которые пронизывают все уровни каждой из входящих в него работ, и обеспечивают    целостное    восприятие    «Прелюдий».    При    анализе «Прелюдий» исследователи творчества К. Дебюсси опираются на целый спектр подходов и демонстрируют разнообразие точек зрения (например, Пол Робертс, Зиглинд Брун, Рой Ховат, Саймон Трезис, Бойд Померой, Ральф П. Локе и др.). Однако было обнаружено, что при описании «Прелюдий» ни один из указанных авторов не рассматривает их как цикл с оригинальной музыкальной драматургией.

Мы полагаем, что 24 музыкальные миниатюры формируют цикл. Это подтверждается рядом объединяющих факторов, представленных на разных уровнях каждой из работ единого структурного целого, и обеспечивающих целостное восприятие «Прелюдий». Эти объединяющие факторы суть оригинальные, крайне нестандартные композиционные принципы и практики автора, а также технические композиционные решения, формирующие музыкально-драматический поток:

-             целостный музыкальный поток строится по принципу создания целого из ряда фрагментов (тонкая тематическая разработка);

-             особенности художественной техники;

-             особый тип мелодического языка;

-             приемы гармонии;

-             динамика, агогика, штрихи и/или «характер» цветовой палитры;

-             специфические компоненты временной организации, так называемое «дыхание» или «волны» в потоке музыки.

В статье,   на   основе   критического   анализа,   рассматривается «свободное творчество» К. Дебюсси. Именно этот творческий подход лежит в основе 24 анализируемых прелюдий и позволяет авторам статьи рассматривать их как цикл с оригинальной музыкальной драматургией.


Полный текст:

PDF

Литература


Kholopov Yu.N. Muzykal'nye formy v prelyudiyah dlya fortepiano Kloda Debyussi [Musical forms in preludes for piano by Claude Debussy] // Muzykal'nye formy klassicheskoj tradicii. Stat'i, materialy [Musical forms of the classical tradition. Articles, materials]. Redaktor-sostavitel' T.S. Kuregyan. Moscow: Moscow Conservatory, 2012. P. 484–549.

Petkovich I. Muzichki univerzum Kloda Debisiya. U traganyu za neposrednoshchu «saglas'ya» izmedzhyu uha i oka [The Musical Universe of Claude Debussy – In Search of Immediacy of «Correspondence» between the Ear and the Eye]. Doktorska disertaciya, rukopis [doctoral thesis, manuscript]. Belgrade: Fakultet muzichke umetnosti. [Faculty of Music], 2018.

Popović Mlađenović T. Etida – Terasa za prieme na mesechini u Boyama privida [Étude – «La terrasse des audiences du clair de lune» in «Colours of Illusion»] // Muzika kroz misao [Music through thought] / ured.

I. Perkovich i D. Stoyanovich-Novichich. Belgrade: Fakultet muzichke umetnosti. [Faculty of Music], 2002. P. 97–109.

Popović Mlađenović T. Klod Debisi (1862–1918) i negovo doba. Od «Zmaya iz Alke» do zalyubl'enog fauna [Claude Debussy and His Time. From «The Dragon of Alca» to The Faun in Love]. Belgrade: Musical youth, 2008.

Bruhn S. Images and Ideas in Modern French Piano Music. The Extra-Musical subtext in Piano Works by Ravel, Debussy, and Messiaen. Stuyvesant: Pendragon Press, 1997.

Howat R. Russian Imprints in Debussy’s Piano Music, in: Elliot Antokoletz and Marianne Wheeldon (Eds). Rethinking Debussy. Oxford–New York: Oxford University Press, 2011. P. 31–54.

Locke R.L. Musical Exoticism. Image and Reflection. Cambridge: Cambridge University Press, 2009.

Petković I. Beyond Sound Pictures and Photographic Memory –

Préludes by Claude Debussy // ed. by M. Veselinović-Hofman, V. Mikić, T. Popović Mladjenović, I. Perković. Music Identities on Paper and Screen. Belgrade: Faculty of Music, 2014. P. 133–144.

Pomeroy B. Debussy’s tonality: a form perspective // The Cambridge Companion to Debussy / ed. by S. Trezise. Cambridge: Cambridge University Press, 2003. P. 155–178.

Popović Mladjenović T. Procesi panstilističkog muzičkog mišljenja [Processes of Panstylistic Musical Thinking]. Beograd: Fakultet muzičke umetnosti [Faculty of Music], 2009.

Popović Mladjenović T. Structure, Sense, and Meaning of Debussy’s La Puerta del Vino: Interpreting the Self through Music // Making Sense of Music / ed. by C. Maeder and M. Reybrouck. Louvain-la-Neuve: Presses universitaires de Louvain, 2018. P. 27–40.

Popović Mladjenović T. ‘In-between’ the Autonomous and Contingent Worlds of Music // Of Essence and Context – Between Music and Philosophy / ed. by R. Stanevičiūtė, N. Zangwill, R. Povilionienė. Basel: Springer Nature Switzerland AG, 2019. P. 119-135.

Roberts P. Images. The Piano Music of Claude Debussy. Portland: Amadeus Press, 1996.

Soussidko I. Metrotectonics and Golden Ratio. Debussy's 24 preludes for piano // Music & Aesthetics, 6/24, 2002. P. 5–19.

Trezise S. Debussy’s “rhythmicised time” // The Cambridge Companion to Debussy / ed. by S. Trezise. Cambridge: Cambridge University Press, 2003, 232–255.

Wheeldon М. Interpreting Discontinuity in the Late Works of Debussy, Current Musicology, No.77, Spring 2004, 97–115.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2019 Tijana P. Mladjenović, Ivana P. Lozo

URL лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/