Оперная пародия в России первой трети ХХ века и кабаре: точка схода

Natela I. Enukidze

Аннотация


В представленной статье намечена история формирования русской оперной пародии от газетных фельетонов и домашних спектаклей к сценической репертуарной форме. Последняя сложилась и обрела свою художественно-критическую направленность в условиях кабаретного движения, развернувшегося в России в предреволюционное десятилетие. Именно на подмостках кабаре пародия стала своего рода инструментом, «расчищающим» дорогу оперной реформе.

Центральной площадкой для подобных экспериментов стало петербургское кабаре «Кривое зеркало», руководители и труппа которой развернули в 1909 году так называемую антиоперную кампанию. Поэтому особое внимание уделено пародийному репертуару этого театра, в первую очередь ранее нигде не описанным оперным пародиям «Жестокий барон» В.Г. Эренберга по пьесе В.Г. Гиацинтова, «Дон Лимонадо де Газец» В.П. Буренина с музыкой Л. Гебена и «Действо о протестованном векселе и исполнительном по оному листе» В. Азова и В.Г. Эренберга.

Настоящая статья вводит в научный обиход сведения об оперных пародиях не только ведущих театров малых форм, но и о малоизвестных сочинениях из репертуара «Летучей мыши», Литейного, Интимного, Мамоновского театров миниатюр.


Полный текст:

PDF

Литература


A.B. Krivoe zerkalo. Teatr i iskusstvo. 1910. № 47. S. 892.

Burenin V.P. Don Limonado de Gazec. ORirK SPbGTb. 76193.

Vladimirov V. [Azov V.A.] Dejstvo o protestovannom veksele i ispolnitel'nom po onomu liste. ORirK SPbGTb. 42927.

Gartevel'd V.N. EHkspropriatory. Policejskij protokol v raznyh variantah. Klavir. VMOMK. F. 326. № 26.

Giacintov V.E. ZHestokij baron // Russkaya teatral'naya parodiya XIX – nachala HKH veka / Sost., red., vst. st. i komment. M.YA. Polyakova. M.: Iskusstvo, 1976. S. 458–461.

Gnedich P.P. Kniga zhizni: Vospominaniya. 1855–1918. M.: Agraf, 2000.

Evreinov N.N. Satiricheskaya dominanta v tvorchestve I.A. Saca / Il'ya Sac. M., Pg.: GIZ, 1923. S. 27–37.

Evreinov N.N. CHetvertaya stena // Russkaya teatral'naya parodiya XIX — nachala HKH veka / Sost., red., vst. st. i komment. M.YA. Polyakova. M.: Iskusstvo, 1976. S. 693–723.

ZHestokij baron. Muzykal'naya tragikomediya v 2-h dejstviyah V EHrenberga. ORirK SPbGTb. 27920.

Kuzminskaya T.A. Moya zhizn' doma i v YAsnoj Polyane. Tula, 1985.

Opera // Ezhegodnik Imperatorskih teatrov. 1902–1903. S. 205–221.

Rampa i zhizn'. 1909. № 2.

RGALI. F. 860 (Soboleva YU.V.). Op 1. Ed. hr. 776.

RGALI. F. 878 (Sumbatova-YUzhina A.I.). S. 4.

Russkaya teatral'naya parodiya XIX – nachala HKH veka / Sost., red., vst. st. i komment. M.YA. Polyakova. M.: Iskusstvo, 1976.

Stark EH. (Zigfrid). Novyj «Faust» // Teatr i iskusstvo. 1914. № 43. S. 836–839.

Tihvinskaya L.I. Povsednevnaya zhizn' teatral'noj bogemy Serebryanogo veka. Kabare i teatry miniatyur v Rossii. 1908–1917. M., 2005.

Tolstoj L.N. CHto takoe iskusstvo? / Sost., vst. st. i kom-ment. V.V. Osnovina. M., 1985.

EHrenberg V.G. Pis'ma M.N. Volkonskomu. RGALI. F. 98. Op. 1. Ed. hr. 51.

YArockaya M.K. Letopis' teatra «Krivoe zerkalo». Sbornik vyskazyvanij pressy, teatral'nyh deyatelej o teatre, programmy spektaklej teatra, sostav truppy za period s 1908 po 1918 gg. RGALI. F. 2352. Op. 1. Ed. hr. 62.

Homo novus. Zametki // Teatr i iskusstvo. 1909. № 5. S. 99–100.

Homo novus. Zametki // Teatr i iskusstvo. 1914. № 47. S. 903–905.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2018 Natela I. Enukidze

URL лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/