Тристановский топос в творчестве Альбана Берга

Yulia S. Veksler

Аннотация


Тристановскийтопос в творчестве Альбана Берга предстает как комплекс, включающий в себя биографические, философско-эстетические, стилевые аспекты, а также вопрос исторической рецепции. Композитор рассматривает Тристана как своего alterego, вагнеровская философия любви, в центре которой понятие Liebestod, красной нитью проходит через взаимоотношения Берга с Хеленой Наховской, а впоследствии и с тайной возлюбленной Ханной Фукс. В статье подробно анализируются три примера цитирования Тристан-мотива в музыке Берга (Лирическая сюита и «Лулу»). Характер взаимодействия своего и чужого определяется с помощью вагнеровского выражения «искусство перехода».

 

Ключевые слова: Альбан Берг, Рихард Вагнер, «Тристан и Изольда», топос, цитата, Liebestod, Тристан-аккорд, Тристан-мотив, Лирическая сюита, «Лулу».


Полный текст:

PDF

Литература


Вдовина И. Поль Рикёр // Философы ХХ века. Книга первая. М.: Искусство XXI век, 2004. С.224–245.

Векслер Ю. Альбан Берг и его время. Опыт документальной биографии. Спб.: Композитор, 2009.

Денисов А.Музыкальные цитаты: справочник. Санкт-Петербург: Композитор, 2013.

Жисупова Ж., Ценова В. Драма сердца и 12 звуков: О Лирической сюите Альбана Берга. М: Московская консерватория, 1998.

Кириллина Л. Топосы и символы в поэтике Римского-Корсакова // Научный вестник Московской консерватории. 2015. №4. С.108–139.

Курт Э. Романтическая гармония и ее кризис в «Тристане» Вагнера/ Предисл. и коммент. М. Этингера. Москва: Музыка, 1975.

Сниткова И. Бах–Веберн. Ричеркар из «Музыкального приношения»:идея структурного контрапункта //Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2015. № 2 (13). С. 26–38.

Соллертинский И. Статья о творчестве композитора А. Берга. Редакция газеты Советское искусство // РГАЛИ. Ф. 672 оп. 1 ед. хр. 790.

Adorno Th. W. Musikalische Schriften I–III. Klangfiguren (I). Quasi una fantasia (II). Musikalische Schriften (III) (Gesammelte Schriften, Bd.16). Frankfurt a.M.: Suhrkamp, 1978.

Adorno Th. W. Berg. Der Meister des kleinsten Übergangs. Wien: Elisabeth Lafite Verlag, 1968. 144 S. (=Österreichische Komponisten des 20. Jahrhunderts, Bd. 15).

Adorno Th. W. Musikalische Schriften V. Frankfurt a.M.: Suhrkamp, 1984. 841 S. (Gesammelte Schriften. Bd. 18. Hrsg. v. Rolf Tiedemann u. Klaus Schultz).

Alban Bergs «Wozzeck» und die Musikkritik. Wien: Universal Edition, 1926.

Baragwanath N. Alban Berg, Richard Wagner und Leitmotive der Symmetrie //Archiv für Musikwissenschaft, 58(1). 2001. S. 23–50.

Berg E. A. (Hrsg.). Der unverbesserlicher Romantiker: Alban Berg, 1885–1935. Wien: Österreichischer Bundesverlag, 1985.

Danuser H. Der Rätselklang: Zur historischen Semiotik des Tristanakkordes // Zukunftsbilder: Richard Wagners Revolution und ihre Folgen in Kunst und Politik. Schliengen: Argus, 2002, S. 151–160.

Floros C. Alban Berg und Hanna Fuchs: Briefe und Studien. Erstveröffentlichungen. Wien, 1995. 86 S. (Österreichische Musikzeitschrift spezial).

Floros C. Das esoterische Programm der Lyrischen Suite von Alban Berg. Eine Semantische Analyse // Alban Berg. Kammermusik II. Hrsg. von H.-K. Metzger und R.Riehn. München: Text + Kritik, 1979. S. 5–48 (=Musik-Konzepte 9).

Knaus H.; Leibnitz Th. (Hrsg.) Briefwechsel Alban Berg - Helene Berg: Gesamtausgabe; aus den Beständen der Musiksammlung der Österreichischen Nationalbibliothek. Wilhelmshaven: Florian Noetzel Verlag, 2012. Bd.1. 1907 – 1911.

Knaus H.; Leibnitz Th. (Hrsg.) Briefwechsel Alban Berg – Helene Berg: Gesamtausgabe; aus den Beständen der Musiksammlung der Österreichischen Nationalbibliothek. Wilhelmshaven: Florian Noetzel Verlag, 2014.Bd. 2. 1912 – 1919.

Lucka E. Die drei Stufen der Erotik. Berlin [u.a.]: Schuster&Loeffler,1913.

Perle G. The Secret Programme of the Lyric Suite // Musical Times 118, 1977. P. 629–632, 709–713, 809–813.

Richard Wagner an Mathilde Wesendonk: Tagebuchblätter und Briefe 1853–1871. 4. Aufl. Berlin: Duncker, 1904.

Santos S.J. dos. Narratives of identity in Alban Berg's Lulu. Rochester, NY: Univ. of Rochester Press, 2014.

Schönberg A. Harmonielehre. Wien: Universal Edition, 2001.

Straus J. N. Tristan and Berg's Lyric suite // In theory only: Journal of the Michigan Music Theory Society. 1984, 8(3). P. 33–41.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2017 Yulia S. Veksler

URL лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/