«Свое» и «чужое» в творчестве Николая Корндорфа

Evgeniya I. Chigareva

Аннотация


Хотя для Николая Корндорфа использование лексем «чужого языка» не играет такой роли, как для многих других композиторов ХХ века, у него есть ряд сочинений, в которых можно обнаружить диалог стилей. В статье эти произведения рассматриваются не хронологически, а по линии «возрастания чужого» в стилистике композитора.

В Струнном трио«В честь Альфреда Шнитке (AGSCH)» это стилевые аллюзии, источником которых становится тема-монограмма композитора; в «Mozart-Variationen» для струнного секстета – квазицитата, в «Письме В. Мартынову и Г. Пелецису» – цитаты, в некоторых других случаях – текстовые (вербальные) цитаты (Литургия, Струнный квартет, Пассакалия), используются также скрытые цитаты, текст на «квазизыке» – латынь и русский («Welcome!», «Canzonetriste», «Confessiones»). Кульминация этого процесса –Четвертая симфония («Undergroundmusic»),в которой уже есть полистилистика. Однако во всех случаях «чужое» «втягивается» в художественный мирКорндорфа, становится индивидуально композиторским, «своим».

 

Ключевые слова: «Свое», «чужое», диалог, цитата, квазицитата, аллюзия, монограмма, «квазиязык», андеграунд, полистилистика.

Полный текст:

PDF

Литература


Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Сов. писатель, 1962.

Ивашкин А.В. «…Я ведь пишу “нетленку”»… // Музыкальная академия. 2002. №2. С. 70–73.

Из архива В.С. Ценовой. Беседа на авторском вечере Всесоюзного Дома композиторов. Москва, 29 марта 1979 г. Запись и расшифровка А. Зейберта и В. Ценовой. Литературная редакция текста В. Ценовой // Альфред Шнитке. На пересечении прошлого и будущего. Сборник статей. Научно-издательский центр «Московская консерватория» М., 2017.

Корндорф Н.С. «В честь Альфреда Шнитке (AGSCH)» // Альфреду Шнитке посвящается. Вып. 8. М., 2011. С. 280 – 286.

Корндорф Н.С. «Хочу услышать музыку нового Моцарта…»: Интервью с В. Екимовским // Музыкальная академия. 2000 №1. С. 59–63.

Корндорф Н.С. Я безусловно ощущаю себя русским композитором: Автобиография с лирическими отступлениями / Автор предисл. и послесл. Е. Дубинец // Музыкальная академия. 2002 №2. С. 52–64.

Пантелеева Ю.Н. Opus citatum в музыке Николая Корндорфа // Николай Корндорф. Материалы, статьи, воспоминания. Ред.-сост. Е.А. Николаева, И.В. Вискова, Г.Ю. Аверина. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2015. С. 182–195.

Чигарева Е.И. Моцарт Николая Корндорфа // Николай Корндорф. Материалы, статьи, воспоминания. Ред.-сост. Е.А. Николаева, И.В. Вискова, Г.Ю. Аверина. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2015. С. 239–250.

Ivashkin A. The Schnittke code // Schnittke Studies. Edited by Gavin Dixon. London and New York, 2017. Р. 197–207.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2017 Evgeniya I. Chigareva

URL лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/