Оперы К.В. Глюка: о технике пародии и заимствованиях в музыкальном театре XVIII века

Irina P. Susidko

Аннотация


В статье рассмотрен феномен повторного использования музыкального материала в операх XVIII века на примере творчества К.В. Глюка. В центре внимания находятся две проблемы:
1) «самоцитирование» в сочинениях Глюка, т.е. перенос из оперы в оперу музыкальных номеров и их фрагментов; 2) влияние музыки Глюка на композиторов его времени. Данные проблемы исследуются на примере ряда опер Глюка – «Аэций» (1750), «Милосердие Тита» (1752), «Антигон» (1756), «Орфей и Эвридика» (1762), «Ифигения в Тавриде» (1779), версия «Орфея и Эвридики» Глюка, созданной И.К. Бахом (1774), «Орфей и Эвридика» Ф. Бертони (1776). Сделан вывод о том, что техника пародии в операх Глюка представлена разнообразно: от приемов контрафактуры до существенных переработок, при этом материал из опер seria, перенесенный в реформаторские музыкальные драмы, органично вписывался в новую музыкально-драматическую концепцию. «Орфей и Эвридика» Глюка/Баха представляет одно из редких в истории музыкального театра явлений, когда пастиччо превращается, фактически, в острый эстетический диалог, обозначая одну из переломных граней в развитии оперного жанра.


Полный текст:

PDF

Литература


Кириллина Л.В. Реформаторские оперы К.В. Глюка. М.: Классика-XXI, 2006.

Сусидко И.П. «Милосердие Тита» К.В. Глюка (1752): в преддверии венских триумфов // Старинная музыка. 2016. № 3. С. 20–25.

Cattelan P. Altri Orfei di Gaetano Guadagni // F. Bertoni. Orfeo ed Euridice. Partitura autografa in facsimile. Milano, 1989.

Cramer C.F. Magazin der Musik. Hamburg, 1786. S. 1354–1355.

Croce B. I Teatri di Napoli. Napoli, 1891.

Croll G. und R. Gluck. Sein Leben. Seine Musik. Kassel, Basel u.a.: Bärenreiter, 2010.

Croll G. Gluck, Wien und Neapel // Cristoph Willibald Gluck und seine Zeit. Hrsg. von Irene Brandenburg. Laaber: Laaber-Verlag. 2010.

Giegling F. Vorwort // Christoph Willibald Gluck: Sämtliche Werke, ed. R. Gerber, G. Croll, C.-H. Mahling and others (Kassel, 1951–). Ser. III, Bd.16.

Hortschansky K. Parodie und Entlehnung im Schaffen Christoph Willibald Glucks, AnMc №13. 1973.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2017 Irina P. Susidko

URL лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/