Сольные номера в операх Ф. Шуберта: ария или песня?

Nina V. Pilipenko

Аннотация


В статье рассматриваются проблемы, связанные с принадлежностью сольных номеров в театральных сочинениях Шуберта к традиции большого оперного стиля. В музыкознании сложилось ошибочное мнение о том, что оперы и зингшпили этого композитора представляют собой набор песен. Однако среди сольных номеров как ранних, так и зрелых театральных сочинений Шуберта есть немало арий, написанных по итальянским моделям. В то же время во многих случаях очевидна также ориентация на песенные формы и стиль.


Полный текст:

PDF

Литература


Воспоминания о Шуберте / сост., перевод, предисл. и примеч. Ю. Хохлова. М.: Музыка, 1964.

Жизнь Франца Шуберта в документах / сост., общая ред., введение и примеч. Ю. Хохлова; пер. И. Волькенштейн, Ю. Хохлова; пер. поэтич. текстов Л. Гинзбурга. М.: Гос. муз. изд-во, 1963.

Кириллина Л.В. Классический стиль в музыке XVIII – начала XIX века. М.: Композитор, 2007. Ч. III. Поэтика и стилистика.

Коровина А.Ф. Опера semiseria в европейском музыкальном театре первой половины XIX века: генезис и поэтика жанра: дис. ... канд. иск.: 17.00.02. М., 2017.

Луцкер П.В., Сусидко И.П. Моцарт и его время. М.: Классика-XXI, 2008.

Нагина Д.А. Концертные арии В.А. Моцарта и вокальное искусство его времени. М.: РАМ им. Гнесиных, 2015.

Садыкова Л.А. Оперы seria Джоаккино Россини: вокальное искусство и особенности драматургии: дис. ... канд. иск.: 17.00.02. Казань, 2016.

Франц Шуберт: переписка, записи, дневники, стихотворения / пер. с нем. Ю. Н. Хохлова. М.: КомКнига, 2005.

Allgemeines Theaterlexikon: oder, Encyklopädie alles Wissenwerthen für Bühnenkünstler, Dilettanten und Theaterfreunde. In 7 Bänden. Altenburg und Leipzig: Expedition des Theater-Lexikons, 1839–1842. Bd. 1.

Bauer A. 150 Jahre Theater an der Wien. Wien: Amalthea-Verlag, 1952.

Beghelli M. The Dramaturgy of the Operas // The Cambridge Companion to Rossini. Cambridge: Cambridge University Press, 2004. P. 85–103.

Branscombe P. Schubert and the melodrama // Schubert-Studies. Problem of Style and chronology / E. Badura-Skoda a. P. Branscombe. New York: Cambridge University Press, 1982. P. 105–141.

Brown M.J.E. Schubert: A Critical Biography. London: Macmillan, 1958.

Cavatina // The New Grove Dictionary of Opera / ed. by S. Sadie. London: Macmillan Reference Limited, 1997. V. 1. P. 790.

Gottwald H. Kleine Zeitung // Neue Zeitschrift für Musik. 1. Juli 1854. Bd. 41. Nr. 1. S. 10–12.

Gyrowetz A., Sonnleithner J. Agnes Sorel: eine Oper in 3 Aufzügen. München, 1811.

Gyrowetz A., Veith E. Der Augenarzt: Ein Singspiel in zwey Aufzügen. Nach dem Französischen teutsch [deutsch] bearbeitet von Emanuel Veith. Die Musik ist von Herrn Adalbert Gyrowetz Kapellmeister der k. k. Hoftheater. Wien, 1811.

Hadamowsky F. Die Wiener Hoftheater (Staatstheater) 1776–1966: Verzeichnis der aufgeführten Stücke mit Bestandsnachweis und täglichen Spielplan. Wien: Prachner, 1975. Teil 1. 1776–1810.

Hand F.G. Aesthetik der Tonkunst. Jena: Carl Hochhausen, 1841. Zweiter Theil.

Hanslick E. Feuilleton. „Alfonso und Estrella“ // Neue Freie Presse. Morgenblatt. 18. April 1882. Nr. 6336. S. 1–3.

Hanslick E. Feuilleton. Hofoperntheater // Neue Freie Presse. Morgenblatt. 31. Januar 1882. Nr. 6261. S. 1–2.

Jahn M. Die Wiener Hofoper von 1810 bis 1836: das Kärnthnerthortheater als Hofoper. Wien: Der Apfel, 2007.

Jeitteles I. Aesthetisches Lexicon: Ein Alphabetisches Handbuch zur Theorie der Philosophie des Schönen und der Schönen Künste. Wien: Carl Gerold, 1835. Bd. 1.

Liszt F. Schuberts Alfonso und Estrella // Neue Zeitschrift für Musik. 1. Sep. 1854. Bd. 41. Nr. 10. S. 101–105.

Lühning H. Arie und Cavatina. Zum Wandel der Solonummern im Lichte des Paradigmenwechsels um 1800 // Oper im Aufbruch. Gattungskonzepte des deutschsprachigen Musiktheaters um 1800. Kassel: Bosse, 2007. S. 69–78.

Martin Ch. Schuberts Einlagenummern für Hérolds ‚La clochette‘. Zur Rezeption der Opéra comique in Wien // ‚L'ésprit français‘ und die Musik Europas – Entstehung, Einfluss und Grenzen einer ästhetischen Doktrin. Hildesheim: Georg Olms Verlag, 2007. S. 486–496.

McKay E.N. Franz Schubert’s Music for the Theatre. Tutzing: H. Schneider, 1991.

Morgan J.E. The Italian Style in Early German Romantic Opera // VIVA V.E.R.D.I.: Music from Risorgimento to the Unification of Italy. (Studies on Italian Music History. Volume VIII) / ed. by Roberto Illiano. Turnhout: Brepols Publishers, 2013. S. 305–318.

Mosel I.F.v. Versuch einer Aesthetik des dramatischen Tonsatzes. Wien: Anton Strauss, 1813.

Neville D. Rondò // The New Grove Dictionary of Opera / ed. by S. Sadie. London: Macmillan Reference Limited, 1997. V. 4. P. 37.

Ruhnke M. Das Einlage-Lied in der Oper der Zeit von 1800 bis 1840 // Die „Couleur locale“ in der Oper des 19.Jahrhunderts. Regensburg: Bosse, 1976. S. 75–98.

Schlesinger A. Das Wiener Singspiel der Biedermeierzeit. (Ein Beitrag zur Geschichte der komischen Oper). Diss. Wien, 1938.

Schubert F. Alfonso und Estrella [Partitur]. Oper Oper in 3 Akten // Franz Schubert's Werke, Serie XV: Dramatische Musik. In 7 Bände. Leipzig : Breitkopf & Härtel, 1888. Bd. 5.

Waidelich T.G. Franz Schubert: Alfonso und Estrella: eine frühe durchkomponierte Deutsche Oper: Geschichte und Analyse. Tutzing: H. Schneider, 1991.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2017 Nina V. Pilipenko

URL лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/