Рождение мифа о провале «Кармен» Жоржа Бизе. По материалам французской прессы 1875–1883 годов
Аннотация
Сценическая судьба последней оперы Жоржа Бизе «Кармен» давно обросла легендами. Долгое время в зарубежном и отечественном музыковедении считалось, что произведение было весьма холодно воспринято критиками, а премьера, состоявшаяся 3 марта 1875 года, провалилась. Анализ статей в периодических изданиях 1875 года выявляет ложность этого факта: отзывы на первую постановку «Кармен» были почти единодушно положительными, ни одной резко отрицательной рецензии напечатано не было. Чтобы разобраться в причине возникновения мифа о провале оперы, стоит обратиться к критическим статьям, опубликованным с момента первой постановки до возобновления «Кармен» в Комической Опере в 1883 году.
Девятнадцатый век стал временем расцвета французской прессы. Только в Париже насчитывалось более сотни газет и иллюстрированных журналов, около шестидесяти из которых откликнулись на премьеру «Кармен». Авторами рецензий выступали как крупные музыковеды, композиторы, литераторы, так и журналисты, чьи имена остались неизвестными. Практически каждая критическая статья рассматривает важные вопросы либретто, партитуры, исполнения и оформления. Из материалов прессы следует, что основные претензии после первой постановки были предъявлены выбранному сюжету и либретто, тогда как музыка получила весьма благосклонные оценки. После смерти Бизе в июне 1875 года опера находилась под пристальным вниманием публики, продолжала получать восторженные отзывы и вышла из репертуара Опера-Комик после двух успешных сезонов из-за требования обновить репертуар. В 1883 году «Кармен» вернулась на парижскую сцену признанным во всем мире шедевром, и именно в момент возобновления оперы стал складываться миф о провале премьеры. Эта легенда, созданная дирекцией Комической оперы для привлечения внимания, быстро распространилась и закрепилась в сознании публики и критики. Не последнюю роль в ее популяризации сыграл эффект подмены воспоминаний и сформировавшийся вокруг Бизе образ романтического художника, непризнанного гения, господствовавший в XIX веке.
Полный текст:
PDFЛитература
Curtiss M. Bizet and His World. New York: Knopf, 1958.
Dean W. Georges Bizet, His Life and Work. London: J. M. Dent, 1965.
McClary S. Georges Bizet, Carmen. Cambridge: Cambridge University Press, 1992.
Wright L. Critical Allusion and Critical Assessment: Berlioz’s and Reyer’s Reviews of Bizet in the Journal des débats. In: Nineteenth-Century Music Review, 2022, vol. 19, special issue 2: French Criticism, pp. 237– 254. DOI: 10.1017/S1479409820000440
Wright L. Carmen: Dossier de presse parisienne (1875). Weinsberg: Musik-Edition Lucie Galland, 2001.
Macdonald H. Bizet in Italy: Letters and Journals, 1857–1860. Boydell & Brewer, 2021. DOI: 10.1017/9781800100596
Macdonald H. Bizet. Oxford; New York: Oxford University Press, 2014.
Kupets L. Georges Bizet in Russian Musicical Historiography of 1930s–1980s. In: Problemy muzykal’noj nauki / Music Scholarship, 2009, no. 1 (4), pp. 159.
Kupets L. A. “Carmen” by Georges Bizet and Cultural Myths of the Twentieth Century. In: Chasopys Natsionalnoi muzychnoi akademii Ukrainy imeni P. I. Chaikovskoho / Journal of the Tchaikovsky National Music Academy of Ukraine, 2013, no. 2, pp. 44–59.
Furman N. Bizet’s Carmen. Oxford University Press, 2020. DOI: 10.1093/oso/9780190059149.001.0001
Smith R. L. Bizet’s Carmen Uncovered. Boydell & Brewer, 2021. DOI: 10.1017/9781787449213
Smith R.L., Rowden C. Carmen Abroad: Bizet’s Opera on the Global Stage. Cambridge: Cambridge University Press, 2020. DOI: 10.1017/9781108674515
DOI: https://doi.org/10.56620/2587-9731-2023-3-040-062
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
(c) 2023 Anna V. Bulycheva; Elena A. Arutyunova
URL лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/