Антон Рубинштейн и великий князь Константин Николаевич. К истории взаимоотношений

Grigory A. Moiseev

Аннотация


Актуальность исследования и научная новизна работы определяются тем, что впервые на основе неопубликованных архивных документов предложен обзор взаимоотношений августейшего президента Императорского Русского музыкального общества великого князя Константина Николаевича (1827–1892) и основателя этой крупнейшей концертно-просветительской организации, выдающегося русского музыканта Антона Рубинштейна (1829–1894). В статье используются методы музыкального источниковедения, компаративный анализ источников, биографический метод. Основным материалом послужили личные дневники великого князя. В них отражены все артистические амплуа Рубинштейна — музыканта-вундеркинда, непревзойденного ансамблиста, плодовитого композитора, пианиста, дирижера, пропагандиста русской музыки за рубежом, директора Петербургской консерватории, просветителя. Своеобразие взаимоотношений Константина Николаевича с Антоном Рубинштейном обусловлено несколькими факторами. С одной стороны, их принадлежностью к одному поколению. С другой — долговременностью их общения. Статья имеет четырехчастную структуру. В первом разделе затронуты феномен детского покровительства и история посвящения двух произведений — фортепианного Концерта d-moll (1849) и фортепианного Октета ор. 9 (1856). Второй связан с придворным музыкальным бытом и ансамблевым исполнительством. В нем показано, как на основе дневниковых записей можно восстановить хронологию выступлений Рубинштейна в императорских и великокняжеских резиденциях, получить представление о его партнерах по ансамблю, репертуаре и слушательской аудитории. Центральное место занимает раздел «Композитор и пианист». В нем приводятся критические отзывы великого князя Константина Николаевича о произведениях разных жанров (камерно-инструментальных ансамблях, операх, симфониях), а также о посещении семи «Исторических концертов», состоявшихся в Петербурге в январе — феврале 1886 года. В завершающем разделе сделана попытка взглянуть на Рубинштейна — директора Петербургской консерватории глазами августейшего покровителя этого учебного заведения.

Полный текст:

PDF (English)

Литература


Moiseev G. A. E. F. Nápravník’s Memoirs in the Mirror of the Grand Duke Konstantin Nikolayevich’s Personal Diaries // Muzykovedenie / Musicology, 2020, no. 11, pp. 12–25. (In Russ.) http://doi.org/10.25791/musicology.11.2020.1157

Moiseev G. A. Pyotr Ilyich Tchaikovsky and Grand Duke Konstantin Konstantinovich: A Posthumous Dialogue. In: Observatorija kul’tury / Observatory of Culture, 2020, vol. 17, no. 5, pp. 496–509. (In Russ.). http://doi.org/10.25281/2072-3156-2020-17-5-496-509

Moiseev G. А. The Russian Musical Society under Royal Patronage. In: Problemy muzykal’noj nauki / Music Scholarship, 2018, no. 4, pp. 66–73. http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2018.4.066-073

Efimova N. I. The Innovations of the Imperial Russian Musical Society of the Second Half of the 19th Century: The Dialogue between the Government and the Musical Community. In: Problemy muzykal’noj nauki / Music Scholarship, 2018, no. 4, pp. 154–160. http://dx.doi.org/10.17674/1997-0854.2018.4.154-160

Kudrina Yu. V. Vernopoddannyj russkogo tsarja. Petr Il’ich Chajkovskij i imperatorskaja vlast’ [The Loyal Subject of the Russian Tsar. Pyotr Ilyich Tchaikovsky and the Imperial Authority]. In: Muzykal’naja zhizn’ [Music Life]. 2020, no. 5, рр. 96–99. (In Russ.)

Rassina E. B. Biblioteka Moskovskoj konservatorii [Library of the Moscow Conservatory]. Moscow: Tchaikovsky Moscow State Conservatory, 2006. (In Russ.)

Moiseev G. А. Neizdannye pis’ma A.G. Rubinshteina k baronesse Je. F. fon Raden [Unpublished Letters of A.G. Rubinstein to Baroness Editha von Rahden]. In: Muzykal’naya akademiya / Music Academy, 2014, no. 3, рр. 44–54. (In Russ.)

Moiseev G. A. “Russian Quartet” in the Mirror of the Documents of the Russian Musical Society and the Grand Duke Konstantin Nikolayevich’s Personal Diary (1870–1884). In: Muzykovedenie / Musicology, 2018, no. 9, pp. 11–21. (In Russ.)

Petukhova S. A. From the History of the Stage Existence of Anton Rubinstein’s Operas in Russia: The Paradoxes of Perception. In: Opera in Musical Theater: History and Present Time. Proceedings of the 5th International Conference, November 22–26, 2021, ed. by Irina Susidko, Pavel Lutsker, Nina Pilipenko, Gnesin Russian Academy of Music, vol. 1. Moscow: Gnesin Russian Academy of Music, 2023, pp. 313–324. https://doi.org/10.56620/978-5-8269-0306-3-2023-1-313-324

Vinogradova A. S. A. G. Rubinstein in the artistic biography of F. I. Stravinsky. In: Anton Grigoryevich Rubinstein: Essays, ed. by T. Z. Skvirskaja. St. Petersburg: Compozitor Publishing House — Saint-Petersburg, 2016, pp. 59–73. In the series: Saint Petersburg Music Archives, Volume 13. (In Russ.)

Vlasova N. O. Anton Rubinstein and the Gesellschaft der Musikfreunde in Wien: An Episode in the Life of an Artist. In: Nauchnyj vestnik Moskovskoi konservatorii / Journal of Moscow Conservatory, 2016, vol. 7, iss. 3, рр. 92– 133. (In Russ.) https://doi.org/10.26176/mosconsv.2016.26.3.05

Moiseyev [Moiseev] G. A. Materials Devoted to A. G. Rubinstein in the State Archives of the Russian Federation (after the Romanovs Imperial Family collections). In: Anton Grigoryevich Rubinstein: Essays, ed. by T. Z. Skvirskaja. St. Petersburg: Compozitor Publishing House — Saint-Petersburg, 2016, pp. 93–108. In the series: Saint Petersburg Music Archives, Volume 13. (In Russian).

Taylor Ph. S. Anton Rubinstein. A Life in Music. Bloomington: Indiana University Press, 2007.




DOI: https://doi.org/10.56620/2587-9731-2023-4-009-028

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2023 Grigory A. Moiseev

URL лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/