«Сити Нуар» Джона Адамса: опыт интерпретации

Tatiana V. Tsaregradskaya

Аннотация


Джон Кулидж Адамс сегодня — один из ведущих композиторов США. Будучи всемирно известным дирижером, он особенно часто сочиняет для оркестра — инструмента, наиболее близкого композитору. В 2009 году Адамс написал «Сити Нуар» — трехчастную оркестровую пьесу, инспирированную целым «букетом» источников. Среди них — культура и дух Западного побережья США в целом и Калифорнии в частности, аура Лос-Анджелеса и период в жизни города, который связан с появлением кинофильмов в стиле «нуар». Речь идет о 40-х – 50-х годах XX века с их полукриминальной романтикой ночных приключений, дерзкой энергией и будоражащей кровь свободой. Посвященная дирижеру Густаво Дудамелю, симфоническая пьеса «Сити Нуар» в жанровом отношении балансирует между трехчастной симфонией, саундтреком к фильму и джазовой сюитой, отсылая воображение слушателя и к культовым фигурам джаза 50-х, и к опыту сочинения в джазовой идиоме (Мийо, Гершвин), и к элементам экфразиса (уникальный концертный зал Уолта Диснея, построенный гениальным архитектором Фрэнком Гэри). В статье дается обзор всех этих источников музыкальных идей Адамса и предпринимается попытка осмыслить результат работы композитора.

Полный текст:

PDF

Литература


Hakobian L. O. Muzyka XX veka. Enciklopedicheskij slovar’ [Music of the 20th Century. Encyclopedic Dictionary]. Moscow: Praktika, 2010. (In Russ.)

Kapusta J. The Self-Actualization of John Adams. In: Journal of the Society for American Music, 2018, vol. 12, no. 3, pp. 317–344. http://doi.org/10.1017/S1752196318000184

Cahill S. Adams, John (Coolidge). In: Grove Music Online. Updated, 22 October 2008. https://doi.org/10.1093/gmo/9781561592630.article.42479 (accessed 1.12.2023).

Van D. Nixon in China by John Adams as an Example of Post-Modern Opera. In: Bulletin of Vaganova Ballet Academy, 2021, no. 2 (73), pp. 121–134. (In Russ.)

Van D. Minimalism and Postmodernism in John Adams’ opera Nixon in China. In: PHILHARMONICA. International Music Journal, 2022, no. 2, pp. 1–10. (In Russ.) http://doi.org/10.7256/2453-613X.2022.2.37705

Predota G. John Adams [Electronic source]. In: Interlude, 2022, 13 Jan. Available at: https://interlude.hk/john-adams-composer-of-the-month/ (accessed 1.12.2023).

Clements A. John Adams: City Noir; Saxophone Concerto review [Electronic source]. In: The Guardian, 2014, 4 Jun. Available at: https://www.theguardian.com/music/2014/jun/04/john-adams-city-noir-review-st-louis-symphony-mcallister (accessed 1.12.2023).

Varga B. A. The Courage of Composers and the Tyranny of Taste: Reflections on New Music. Rochester: University of Rochester Press; Boydell & Brewer, 2021. http://doi.org/10.1017/9781787440043

Schrader P. Zametki o fil’me nuar [Notes on film noir] [Electronic source]. In: Seans [Session], 15.02.2011. (In Russ.) Available at: https://seance.ru/articles/noir-notes/ (accessed 1.12.2023).

Ayerst J. Are Classical Musicians Excluded from Improvisation? Cultural Hegemony and the Effects of Ideology on Musicians’ Attitudes Towards Improvisation. In: Contemporary Music Review, 2021, vol. 40, iss. 4, pp. 440–452. http://doi.org/10.1080/07494467.2021.2001945

Jankowska L. Re-Thinking Virtuosity for the Hybrid Era of Multifarious Approaches. In: Contemporary Music Review, 2023, vol. 42, iss. 3, pp. 288–303. http://doi.org/10.1080/07494467.2023.2277544

Taruskin R. Music in the Late Twentieth Century: The Oxford History of Western Music, revised edition. Oxford: Oxford University Press, 2009.




DOI: https://doi.org/10.56620/2587-9731-2023-4-068-103

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2023 Tatiana V. Tsaregradskaya

URL лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/