Sequenza IV в контексте фортепианного творчества Лучано Берио
Аннотация
Классика современной музыки, итальянского композитора Лучано Берио (Luciano Berio) отличает редкое разнообразие направлений творчества и широкий диапазон интересов. Написанная им в 1958 году Секвенция (Sequenza I) стала началом серии 14 пьес, посвященной современной интерпретации возможностей различных инструментов и голоса в жанре преимущественно сольной концертной композиции. Будучи образцами виртуозности, Секвенции представляют собой энциклопедию развития эстетики Берио и охватывают период с 1958 по 2002 год. В большинстве пьес этого рода композитор использует экспериментальные инструментальные техники, сочетая их с драматическими элементами. Свои секвенции он называет «исключительно сложными жестовыми упражнениями».
Секвенция IV (1965) относится к тем сочинениям, которые написаны в более традиционной манере, композитор избегает экспериментальных приемов игры и способов извлечения звука и продолжает развивать собственную концепцию полифонического сочинения. Статья посвящена комплексному анализу этой пьесы и затрагивает проблематику других Секвенций, а также некоторые аспекты творческого пути композитора.
Литература
Berio L. Fragmenty iz interv'yu i statej / per. L. Kirillinoj // XX
vek. Zarubezhnaya muzyka: Ocherki i dokumenty. Vyp. 2 [Berio, L. Fragments from Interview and Articles. Trans. by L. Kirillina. In: XX Century. The Foreign Music. Essays and Documents, Vol.3]. M. Muzyka [Music], 1995. Pp. 110–125.
Petrov V.O. Pervye «Sekvencii» Luciano Berio: koncepciya i interpretaciya [Early Sequenzas by Luciano Berio: Conception and Interpretation]. In: PHILHARMONICA. International Music Journal. 2019. № 2. Pp. 28–34. DOI: 10.7256/2453-613X.2019.2.29585 (accessed: 20.10.2022).
Petrov V.O. Instrumental'naya kompoziciya so slovom: voprosy teorii i istorii zhanra [Composition for Instrument with Words: Problems of Genre’s Theory and History]. In: Muzykovedenie [Musicology]. 2011. № 4. Pp. 2–8.
Hrushchyova N.A. «Simfoniya» Berio kak otkrytoe proizvedenie
[Symphony by Berio as an Open Composition] [Electronic resource]. Available at: http://old.conservatory.ru/files/OM_01_Khruscheva_full.pdf (accessed: 20.10.2022).
Tsaregradskaya T.V. Sekvenciya № 5 dlya trombona: Berio i Grok [Sequenza V for Trombone: Berio and Grock]. In: Uchenye zapiski
Rossijskoj akademii muzyki imeni Gnesinyh [Scholarly Papers of Russian Gnesins Academy of Music]. 2014. № 1. Pp. 24–34.
Berio L. Remembering the Future. London: Harvard University
Press, 2006.
Berio L. Sequenza IV. In: Berio L. Sequenza IV for piano. Universal Edition. UE 33 012. ISMN: 9790008078859.
Composer Luciano Berio. A Conversation with Bruce Duffie, Chicago on January 4, 1993 [Electronic resource]. Available at:
http://www.bruceduffie.com/berio.html (accessed: 20.01.2016).
Doll Z.B. Phantom Rhythms, Hidden Harmonies: The use of sostenuto pedal in Berio’s Sequenza IV for Piano, Leaf and Sonata. In: Berio’s Sequenzas/ Essays on Performance, Composition and Analysis. (ed. By Janet K. Half Yard). Ashgate, 2007. Pp. 53–66.
Drees S. Experiment and discourse: Luciano Berio’s “Sequenzas”. In: UE Musikblätter News and information from Universal Edition, 2012. № 2. Available at: https://musiksalon.universaledition.com/en/ article/experiment-und-diskurs-luciano-berios-sequenze-kopie (accessed: 20.10.2022).
Griffiths P. Luciano Berio, 77, Composer of Mind and Heart, Dies. In: The New York Times, May 28, 2003. Available at:
http://www.nytimes.com/2003/05/28/obituaries/28BERI.html?pagewanted=all (accessed: 20.01.2016).
Guigue D, Onofre M.F. Sonic Complexity and Harmonic Syntax in Sequenza IV for Piano. In: Berio’s Sequenzas: Essays on Performance, Composition and Analysis, edited by Janet K. Halfyard, foreword by David Osmond-Smith. London: Routledge, 2007. Pp. 209–232.
Luciano Berio: Two Interviews. Еd. David Osmond-Smith. London, 1985.
MacKay J. Aspects of Post-Serial Structuralism in Berio’s Sequenzas IV and VI. In: Interface–Journal of New Music Research. 1988. Vol. 17, № 4. Pp. 224–238.
Stoianova I. Luciano Berio. Chemins en musique. In: La Revue Musicale. 1985. № 375—376—377.
Swed М. Luciano Berio, 77; Groundbreaking Italian Composer. In: Times Staff Writer. 2003. May 28. Available at:
http://articles.latimes.com/2003/may/28/local/me-berio28 (accessed: 20.01.2016).
Thomas P. Berio’s Sequenza IV: Approaches to performance and interpretation. In: Contemporary Music Review. 2007. Vol. 26. Issue 2. Pp. 189–205. DOI: 10.1080/07494460701295341.
DOI: https://doi.org/10.56620/2587-9731-2022-3-119-135
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
(c) 2022 Olga V. Sobakina
URL лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/