«Иногда приходится “перескакивать” через недающийся “такт”»… К вопросу о творческом процессе Шостаковича
Аннотация
Шостакович писал свои произведения порой настолько быстро, что создавалось впечатление поистине «моцартовской» легкости его пера. Однако далеко не все в равной степени удавалось ему сразу. «Пробую сочинять,… начнешь писать, а потом передумаешь, симфония не вытанцовывается», – высказываний подобного рода, связанных с мотивом некоторого преодоления, у композитора не один десяток. К этому типу относится и вынесенная в заголовок публикации цитата, звучащая в присущей Шостаковичу манере «нарочитого снижения значимости» (О.Г. Дигонская), однако рисующая творческий процесс более детально. Взятые в кавычки слова как бы призывают не воспринимать их буквально. «Перескакивать» – не обязательно значит пропускать такт – он может быть и заполнен, но музыкой, которую потом можно будет переправить. «Такт» – отнюдь не всегда такт. И если в отношении небольших пьес (Прелюдия № 14 ор. 34) это равенство еще приблизительно верно, то для симфонических полотен буквальное соответствие не обязательно, порой счет здесь идет на десятки тактов (I часть Четвертой симфонии). Для черновиков крупных произведений характерен и другой способ «перескакивания» – конспективная запись, при которой композитор опускает то, что уже не требует фиксации, – многие детали, которые он «держит в уме». Подобная картина характерна в первую очередь для такой фазы творческого процесса, когда текст в основном уже написан, и нужно лишь расставить те или иные смысловые акценты (II часть Десятой симфонии).
Таким образом, видя, как автор свободно обращается с материалом, не фиксируясь на деталях, мы приходим к мысли, что каким бы путем ни шло сочинение музыки, в основе его всегда лежит присущая Шостаковичу панорамная целостность видения будущего произведения.
Литература
Valkova V.B. Desyataya simfoniya D.D. Shostakovicha: pervye ispolneniya i pervye otkliki [Dmitri Shostakovich`s Tenth Symphony: Its First Performances and the First Public Responses]. In: Shostakovich D.D. Novoe sobranie sochineniy: v 150 t. Seriya I. Simfonii. T. 25. Simfoniya № 10. Soch. 93. Perelozhenie avtora dlya fortepiano v chetyre ruki [New col- lected works: In 150 vols. Series I. Symphonies. Vol. 25. Symphony № 10. Op. 93. Author’s arrangement for piano (four hands)]. Moscow: DSCH, 2013. Pp. 145–149.
Vasil'ev Ju.V. Stanovlenie hudozhestvennogo teksta v tvor- chestve P.I. Chajkovskogo (na materiale rukopisej proizvedenij 90-h godov) [Creation of artistic text in the work of P.I. Tchaikovsky (on the material of manuscripts)]. Diss. kand. Iskusstvovedeniya [Cand. sci. diss. (Ph.D thesis)]. Leningrad [Leningrad]. 1986.
Vosmaya simfoniya Dmitriya Shostakovicha [Dmitri Shostako- vich`s Eighth Symphony]. Izvestiya [News]. 1943. 19 sentyabrya [Septem- ber, 19].
Gerver L.L. 24 prelyudii i fugi D.D. Shostakovicha. Opisanie rukopisnykh istochnikov [Dmitri Shostakovich`s 24 Preludes and Fugues. Description of Manuscript Sources]. In: Shostakovich D.D. Novoe sobranie sochineniy: V 150 t. Seriya XII. Sochineniya dlya fortepiano. Tom 113. 24 prelyudii i fugi. Soch. 87 [New collected works: In 150 vols. Series XII. Com- positions for piano. Vol. 113. 24 Preludes and Fugues. Op. 87]. Moscow: DSCH, 2015. Pp. 283–292.
Gerver L.L., Lukyanov A.V. Fortepiannye miniatyury D. Shos- takovicha raznykh let: Opisanie rukopisnykh istochnikov. Poyasnitelnye zamechaniya. Faksimile [Dmitri Shostakovich’s piano miniatures of differ- ent years. Description of Hand-Written sources. Explanatory notes. Facsim- ile]. In: Shostakovich D.D. Novoe sobranie sochineniy: v 150 t. Seriya XII. Sochineniya dlya fortepiano. T. 109. Fortepiannye miniatyury D. Shostako- vicha raznykh let [New collected works: In 150 vols. Series XII. Compositions for piano. Vol. 109. Dmitri Shostakovich`s piano miniatures of different years]. Moscow: DSCH, 2018. Pp. 251–264.
Znachitelnoe yavlenie sovetskoy muzyki (Diskussiya o Desyatoy simfonii D. Shostakovicha) [Significant phenomenon of Soviet music (Dis- cussion on the Tenth Symphony of D. Shostakovich)]. In: Sovetskaya Muzyka [Soviet music]. 1954. № 6. P. 119–134.
Karachevskaya M.A. Rukopisi Vosmoy simfonii Shostakovicha. Faksimile. Poyasnitelnye zamechaniya [Manuscripts of Shostakovich`s Eighth Symphony. Facsimile. Explanatory notes]. In: Shostakovich D.D. No- voe sobranie sochineniy: v 150 t. Seriya I. Simfonii. T. 23. Simfoniya № 8, soch. 65. Perelozhenie dlya fortepiano v chetyre ruki Levona Atovmyana [New collected works: In 150 vols. Series I. Symphonies. Vol. 23. Symphony № 8. Op. 65. Arrangement for Piano Four Hands by Levon Atovmian]. Mos- cow: DSCH, 2014. Pp. 179–181.
Kennedi L. «Nachnesh pisat, a potom peredumaesh»: Shostako- vich i eskizy Vosmoy simfonii [«I get down to writing and then change my mind»: Shostakovich and the sketches for the Eighth Symphony]. Opera Mu- sicologica. 2016. №4 (30). Pp. 18–45.
Lukyanov A.V. Ob osobennostyakh chernovikov vtoroy chasti Desyatoy simfonii Shostakovicha [About specific features of the drafts of the second part of Tenth Shostakocich's symphony]. In: Uchenye zapiski Ros- siyskoy akademii muzyki im. Gnesinykh [Scholarly papers of the Gnesins Russian academy of music]. 2020. № 2 (33). Pp. 66–77.
Lukyanov A.V. O skoropisi Shostakovicha [About Shostakovich’s tachygraphy notation]. Nauchnye shkoly v muzykovedenii XXI veka: k 125- letiyu uchebnykh zavedeniy imeni Gnesinykh. Materialy mezhdunarodnoy nauchnoy onlayn-konferentsii 24–27 noyabrya 2020 goda / red.-sost. T.I. Naumenko [International scientific online conference. «Scientific Schools in Music Science. 21st century: to the 125th anniversary of Gnesin’s educational institutions». Proceedings of the international scientific online conference 24–27 November 2020. Ed-status T.I. Naumenko]. Moscow: Iz- datelstvo «Rossiyskaya akademiya muzyki imeni Gnesinykh» [Publishing house «Gnesin Russian academy of Music»], 2020. Pp. 458–466.
Lukyanova N.V. Dmitriy Dmitrievich Shostakovich [Dmitri Dmitrievich Shostakovich]. Moscow: Muzyka [Music], 1980.
Ovsyankina G.P. Tvorchestvo Shostakovicha v pervye gody Ve- likoy Otechestvennoy voyny [The Shostakovich`s oeuvre in the early days of the Great Patriotic War]. Diss. kand. Iskusstvovedeniya [Cand. sci. diss. (Ph.D thesis)]. Leningrad, 1984.
Shostakovich D.D. Pisma k G.A. Stolyarovu [Letters to G.A. Stol- yarov]. In: Dmitriy Shostakovich v pismakh i dokumentakh / Red.-sost. I.A. Bobykina [Dmitry Shostakovich through his letters and documents. Ed- status. I.A. Bobykina]. Moscow: GTsMMK im. M.I. Glinki, RIF “Antikva” [Glinka State central museum of musical culture, publishing house “An- tikva”], 2000. Pp. 202–212.
Shostakovich D.D. Shostakovich o sebe i svoikh sochineniyakh [Shostakovich about himself and his works]. Dmitriy Shostakovich v pismakh i dokumentakh / Red.-sost. I.A. Bobykina [Dmitry Shostakovich through his letters and documents.Ed-status. I.A. Bobykina]. Moscow: TsMMK im. M.I. Glinki, RIF “Antikva” [Glinka State central museum of mu- sical culture, publishing house “Antikva”»], 2000. Pp. 469–490.
Yakubov M.A. D.D. Shostakovich. Devyataya simfoniya. Partitura [Dmitri Shostakovich. The Ninth Symphony. Score]. In: Shostakovich D. D. Novoe sobranie sochineniy: V 150 t. Seriya I. Simfonii. Tom 9. Sim- foniya № 9. Soch. 70 [New collected works: In 150 vols. Series I. Sympho- nies. Vol. 9. Symphony № 9. Op. 70]. Moscow: DSCH, 2005. Pp. 112–116.
Yakubov M.A. Desyataya simfoniya D.D. Shostakovicha. Ot zamysla do premery [Dmitri Shostakovich`s Tenth Symphony from its Con- ception to its Premiere]. In: Shostakovich D.D. Novoe sobranie sochineniy: v 150 t. Seriya I. Simfonii. T. 10. Simfoniya № 10. Soch. 93 [New collected works: In 150 vols. Series I. Symphonies. Vol. 10. Symphony № 10. Op. 93]. Moscow: DSCH, 2012. Pp. 253–259.
Kennedy L.E. Symphonies nos. 8 and 10 by Dmitri Shostakovich: a study of sketches and drafts: PhD thesis. Michigan, 2009.
DOI: https://doi.org/10.56620/2587-9731-2022-2-142-158
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
(c) 2022 Anton V. Lukyanov
URL лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/