Политические интриги флорентийского двора как предпосылки к появлению оперы «Похищение Кефала» Дж. Каччини

Alena D. Verin-Galitskaya

Аннотация


Историю оперы принято отсчитывать от «Эвридики» Оттавио Ринуччини и Якопо Пери как первого поставленного на сцене и сохранившегося образца жанра. Но мало кто знает, что в 1600 году на свадебных торжествах в честь бракосочетания Марии Медичи и короля Франции Генриха IV, к которым была приурочена «Эвридика», она была отнюдь не главным событием. Внимание участников торжества было сосредоточено на опере «Похищение Кефала» Джулио Каччини – прямого соперника Пери.

О «Похищении Кефала» мы знаем главным образом из отзывов современников, так как музыка в полном объеме не сохранилась. Исторические материалы позволяют воссоздать обстоятельства появления этого спектакля, неотделимые от периода и условий зарождения оперы как жанра. В статье показана роль личных амбиций и дворцовых интриг, противостояния флорентийцев и Эмилио де Кавальери, а также ряда других подобных факторов, в отсутствие которых история оперы могла бы пойти по совершенно другому пути. В статье затронут и вопрос о расстановке культурно-политических сил при дворе Фердинандо Медичи, а опера Каччини вписана в общий контекст развития флорентийского музыкального искусства последней четверти XVI века.


Полный текст:

PDF Abstract

Литература


Bezuglaya G.A. Apollonov «dar Garmonii i Ritma»: Ballo Emilio de' Cavalieri [Appolo’s “Gift of Harmony and Rhythm” in Emilio Cavalieri’s Ballo]. In: PHILHARMONICA. International Music Journal, 2020. No. 4. Pp. 38–53.

Verin-Galitskaya A.D. Dzhulio Kachchini: mezhdu passazhami i affektirovannoj muzykoj [Giulio Caccini: Between Passages and Affected Music]. In: Muzykal’naya akademiya [Music Academy], 2022. No. 1 (777). Pp. 14–25.

Litvinova J.A. «Antichnye» muzykal'nye instrumenty v intermediyah na svad'bu Kozimo I de Medichi i Eleonory Toledskoj (1539) [“Antique” Musical Instruments in the Intermedi for the Wedding of Cosimo I de’ Medici and Eleonora da Toledo (1539)]. In: Nauchnyy vestnik Moskovskoy konservatorii [Journal of Moscow Conservatory], 2011. Vol. 2, No. 2. Pp. 66–102.

Parin A.V. Mezhdu Rimom i Florenciej. ZHizn' i tvoreniya Emilio de’ Kaval'eri [Between Rome and Florence. Life and Creations of Emilio de’ Cavalieri]. [Electronic resource]. In: Muzykal’naya akademiya [Music Academy], 2019. No. 3 (767). Available at: https://mus.academy/arti- cles/mezhdu-rimom-i-florentsiey-zhizn-i-tvoreniya-emilio-de-kavaleri (accessed: 11.02.2022).

Brown H.M. The geography of Florentine monody: Caccini at home and abroad. In: Early Music. 1981. Vol. 9, Issue 2. Pp. 147–168.

Caccini G. Le Nuove Musiche. Firenze: Giorgio Marescotti, 1602.

Caccini G. Le Nuove Musiche / Ed. by H. Wiley Hitchcock. Madison: A-R Editions, Inc., 1970.

Carter T. Jacopo Peri. In: Music & Letters. 1980. Vol. 61, No. 2. Pp. 121–135.

Carter T. Rediscovering Il rapimento di Cefalo [Electronic resource]. In: Journal of Seventeenth-Century Music. 2003. Vol. 9, No. 1. Available at: https://sscm-jscm.org/v9/no1/carter.html (accessed: 11.02.2022).

Carter T., Hitchcock H.W., Cusick S.G., Parisi S. Caccini family [Electronic resource]. In: Grove Music Online. Oxford: Oxford University Press, 2022. Available at: https://doi.org/10.1093/gmo/9781561592630.article.40146 (accessed: 11.02.2022).

Hanning B.R. Rinuccini, Ottavio [Electronic resource]. In: Grove Music Online. Oxford: Oxford University Press, 2022. Available at: https://doi.org/10.1093/gmo/9781561592630.article.23494 (accessed: 11.02.2022).

MacNeil A. Guidiccioni Lucchesini [Lucchesina], Laura [Electronic resource]. In: Grove Music Online. Oxford: Oxford University Press, 2022. Available at: https://doi.org/10.1093/gmo/9781561592630.article.41024 (accessed: 11.02.2022).

Mari F., Polettini A., Lippi D., Bertol E. The mysterious death of Francesco I de’ Medici and Bianca Capello: an arsenic murder? [Electronic resource]. In: BMJ. 2006. № 333 (7582). Pp. 1299–1301. Available at: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC1761188/ (accessed: 11.02.2022).

Newman K. The Politics of Spectacle: La Pellegrina and the Intermezzi of 1589. In: MLN. 1986. Vol. 101, No. 1, Italian Issue. Pp. 95–113.

Nutter D. Intermedio. In: The New Grove Dictionary of Music and Musicians. URL: https://doi.org/10.1093/gmo/9781561592630.article.13831 (accessed: 11.02.2022).

Ossi M. Dalle macchine … la maraviglia: Bernardo Buontalenti’s Il rapimento di Cefalo at the Medici Theater in 1600. In: Opera in Context: Essays on Historical Staging from the Late Renaissance to the Time of Puccini / Ed. by Mark A. Radice. Portland, Oregon: Amadeus Press, 1998. Pp. 15–35.

Palisca C.V. Girolamo Mei: Mentor to the Florentine Camerata. Oxford: Oxford University Press, 1954. Vol. 40, No. 1. Pp. 1–20.

Strainchamps E. Corsi, Jacopo [Electronic resource]. In: Grove Music Online. Oxford: Oxford University Press, 2022. Available at: https://doi.org/10.1093/gmo/9781561592630.article.06571 (accessed: 11.02.2022).

Treadwell N. She Descended on a Cloud 'From the Highest Spheres’: Florentine Monody ‘alla Romanina’. In: Cambridge Opera Journal. 2004. Vol. 16, No. 1. Pp. 1–22.




DOI: https://doi.org/10.56620/2587-9731-2022-2-187-206

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2022 Alena D. Verin-Galitskaya

URL лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/