Опера, в которой танцуют, или балет, в котором поют: из истории музыкальной комедии на сцене королевской академии музыки в Париже

Alexandra A. Safonova

Аннотация


Статья посвящена восприятию музыкальных комедий Андре Гретри на сцене парижской Королевской академии музыки в 1780-х годах. В центре внимания — материалы критических очерков во французской прессе, ставших откликами на премьерные спектакли и свидетельствами того, что балеты в них играли не только значимую роль, но нередко становились главными поводами для восторженных оваций публики.

В 1780-х годах Гретри стремился возродить на сцене парижской Королевской академии музыки «подлинную комедию» в духе Мольера. Конечно, в таком спектакле балет, к которому, по мнению композитора, французы имели природную склонность, занимал особое положение. Примечательно, что первая комедия «Двойное испытание, или Колинетта при Дворе», несмотря на прохладный прием, получила признание именно благодаря пантомимным и танцевальным номерам. На их долю приходилось около трети произведения и, по мнению критики, они были «хорошо сгруппированы и великолепно написаны, составляя картины, полные движенья и разнообразия». «Трудности богатства», «Караван из Каира», «Панург на острове фонарийцев» стали не только успешными спектаклями, чьи музыкальные достоинства заслужили высокую оценку, но и произведениями, значительно обогатившими французский балет, как пантомиму, так и танец. Количество дивертисментов и число задействованных в них персонажей поражали воображение. Это были парадные комедийные спектакли со сквозным драматургическим развитием, пышными декорациями и костюмами. В них объединялись усилия лучших певцов, танцоров, художников, костюмеров и создателей театральной машинерии.

Тонкий, искрометный юмор, приятная музыка, поражающая разнообразием, тонкостью деталей и мелких штрихов, нашли свое преломление и в балетных сценах. Красочность и новшества последних столь пришлись по вкусу взыскательной парижской публике, что она бисировала их многократно не только на премьере, но и при повторах спектаклей. Красноречивые свидетельства этому оказались запечатлены во французской прессе.


Полный текст:

PDF

Литература


Diderot D. Besedy o “Pobochnom syne” [Conversations on “Natural Son”]. In: Sobranie sochineniy: v 10 t. [Collected Works: in 10 vol.], ed. and transl. by E. Gurevich, ed. by I.K. Luppola. Moscow; Leningrad: Academia, 1936, vol. 5, pp. 83–182. (In Rus.)

Safonova A.A. André Grétry i reforma frantsuzskogo muzykal’nogo teatra vtoroy poloviny XVIII veka [André Grétry and the Reform of French Musical Theater in The Second Half of The XVIII Century]. In: Motsart v prostranstve i vremeni: sbornik statey po materialam nauchnoy konferentsii, Moscow, 10–11 noyabrya 2016 goda [Mozart in Space and Time: Collection of Articles on the Materials of the Scientific Conference, Moscow, November 10–11, 2016], ed. by S.G. Muratalieva. Moscow: Scientific and publishing center “Moscow Conservatory”, 2019, pp. 234–245. (In Rus.)

Safonova A.A. Muzykal’naya komediya André Grétry na stsene Korolevskoy akademii muzyki [Musical Comedy by André Gretry on The Stage of The Royal Academy of Music]. In: Opera v muzykal’nom teatre: istoriya i sovremennost': sbornik statey po materialam Chetvertoy Mezhdunarodnoy nauch-noy konferentsii, Moskva, 11–15 noyabrya 2019 goda [Opera in Musical Theater: History and Modernity: a Collection of Articles on the Materials of the Fourth International Scientific Conference, Moscow, November 11-15, 2019]. Moscow: Gnesin Russian Academy of Music, 2019, vol. 1, pp. 257–267. (In Rus.)

Correspondance littéraire, philosophique et critique, par Grimm, Diderot, Raynal, Meister, revue sur les textes originaux par Maurice Tourneux, 1877–1882. Paris: Garnier frères, Libraires-Éditeurs, 1880, vol. XIII.

Correspondance littéraire, philosophique et critique / par Grimm, Diderot, Raynal, Meister, etc.; revue sur les textes originaux... par Maurice Tourneux. 1877–1882. T. XIV. Paris: Garnier frères, Libraires-Éditeurs 6, Rue des Saints-Pères, 6, 1880.

Dauvergne A. Correspondance avec Denis Papillon de la Ferté conservée aux Archives nationales. 1780-1782; 1785-1790 [Electronic resource]. In: Bru Zane Madiabase: Centre de Musique romantique français, préséntée par Benoit Dratwicki. Paris: Bru Zane Madiabase, 2019. Available at: http://www.bruzane- mediabase.com/fre/Personnes/DAUVERGNEAntoine (accessed: 15.02.2023).

Fétis E. Amphitryon. In: Colléction complète des Œuvres de Grétry: XXXIIIième Livraison: Amphitryon: opéra en trois actes, edition publiée par le Gouvernement belge. Leipzig; Bruxelles: Breitkopf & Hærtel, pp. III–VII.

Fétis E. [Préface]. In: Colléction complète des Œuvres de Grétry: XXIIième Livraison: La Caravane du Caire: opéra-ballet en trois actes, edition publiée par le Gouvernement belge. Leipzig; Bruxelles: Breitkopf & Hærtel, pp. III–VII.

Grétry A.-E.-M. Mémoires ou Essais sur la musique: in 3 vol, par Grétry, nouvelle édition, augmentée de notes et publiée par J.-H. Mees. Bruxelles: Aug. Wahlen lib.-imp. de la Cour, 1829, vol. 1.

Jardin E. La Caravane du Caire in the 19th century. In: livre-disque André-Modeste Grétry. Bruxelles: Ricercar, 2014, pp. 26–29.

Lourdet de Santerre J.–B. La Double épreuve, ou Colinette à la Cour, co-médie lyrique en 3 actes..., paroles de Lourdet de Santerre, musique de Grétry. Paris: De l'Imprimerie de P. de Lormel, 1782.

Lutsker P.V. Bertoldo, Bertoldino e Cacasenno: the Original Score Exam-ined. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2022. No. 2, pp. 104–122. DOI: 10.33779/2782-3598.2022.2.104-122 (дата обращения: 20.01.2023).

Personnages dansants. In: Colléction complète des Œuvres de Grétry: XIième Livraison: L’Embarras des richesses: comédie lyrique en trois actes, edition publiée par le Gouvernement belge. Leipzig; Bruxelles: Breitkopf & Hærtel, p. VI.

Spectacles: Académie Royale de Musique. In: Journal de Paris. Paris: Quil-lau, 1782, Mercredi 27 Novembre 1782, № 331, pp. 1344–1345.

Spectacles: Académie Royale de Musique. In: Journal de Paris. Paris: Quil-lau, 1784, Jeudi 15 Janvier 1784, № 15, pp. 71.

Spectacles: Académie Royale de Musique. In: Journal de Paris. Paris: Quillau, 1784, Vendredi 16 Janvier 1784, № 16, pp. 74–76.

Spectacles: Académie Royale de Musique. In: Journal de Paris. Paris: Quillau, 1785, Mercredi 26 Janvier 1785, № 26, pp. 105–76.

Spectacles: Académie Royale de Musique. In: Journal de Paris. Paris: Quillau, 1788, Mercredi 16 Juillet 1788, № 198, pp. 861–863.

Spectacles: Académie Royale de Musique. In: Mercure de France: dédié au Roi, par une société de gens de Lettres. Paris: [unknown publisher], 1784, 31 Janvier 1784, № 5, pp. 228–233.

Spectacles: Académie Royale de Musique. In: Mercure de France: dédié au Roi, par une société de gens de Lettres. Paris: [unknown publisher], 1784, 7 Fevrier 1784, № 6, pp. 32–42.

Spectacles: Opéra. In: Journal de Paris. Paris: Quillau, 1782, Mercredi 2 Janvier 1782, № 2, pp. 5–8.

Wilder V. [Préface]. In: Colléction complète des Œuvres de Grétry: XIième Livraison: L’Embarras des richesses: comédie lyrique en trois actes, edition publiée par le Gouvernement belge. Leipzig; Bruxelles: Breitkopf & Hærtel, pp. III–IV.




DOI: https://doi.org/10.56620/2587-9731-2023-2-006-027

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2023 Alexandra A. Safonova

URL лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/