Опыт нарратологического анализа на основе эскизов к симфонической поэме Рихарда Штрауса «Жизнь Героя»

Olga O. Moskvina

Аннотация


В статье рассматривается процесс формирования концепции симфонической поэмы «Жизнь героя» Р. Штрауса на основе анализа эскизов этого сочинения.

Исходя из штраусовских черновиков, автор выделяет четыре этапа работы композитора над произведением, отмечая, что от первого этапа к четвертому концепция поэмы меняется. Первоначальный замысел композитора заключался в том, что, согласно программе, после эпизода, обозначенного как «борьба с критиками» (разработочный раздел) начинается «любовная сцена», переключающая действие в лирическую сферу. Именно в любви, по замыслу Р. Штрауса, Герой черпал вдохновение и силы. Однако план сочинения был изменен: сферой «спасения» Героя стало творчество. Композитор это воплотил с помощью цитат из собственных сочинений.

В результате проделанного анализа в настоящей работе выявлена динамика формирования авторской концепции, что позволило по-новому осмыслить смысловые акценты сочинения в окончательной композиторской версии.


Полный текст:

PDF Abstract

Литература


Akopjan L.O. Muzyka XX veka: Jenciklopedicheskij slovar' [Music of the 20th Century: Encyclopedic Dictionary]. Moscow: Praktika [Practice], 2010.

Vyazkova Ye.V. K voprosu o tipologii tvorcheskikh protsessov [To the question of the typology of creative processes]. In: Protsessy muzykalnogo tvorchestva. Sb. tr. № 155 [Processes of Musical Creativity. Collection of works No. 155] / RAM im. Gnesinykh [Gnessins Russian Academy of Music]. Vyp. 3. Moscow, 1999. Pp.. 156–182.

Moskvina O.O. Simfonicheskie sochineniya R. Shtrausa s pozitsiy narratologii [Symphonic Compositions by R. Strauss from the Point of View of Narratology]. In: Muzykovedenie [Musicology]. 2013. №2. Pp.. 10–18.

Moskvina O.O. Cherty narrativnosti v simfonicheskikh sochineniyakh R. Shtrausa [Features of Narrativity in the Symphonic Works of R. Strauss]. In: Muzykalnoe proizvedenie v kontekste khudozhestvennoy kultury: sbornik nauchnykh statey [A Musical Work in the Context of Artistic Culture: a Collection of Scientific Articles] /gl. red. L.V. Savvina, red.-sost. V.O. Petrov]. Astrakhan: Astrakhanskaya gosudarstvennaya konservatoriya (akademiya) [Astrakhan State Conservatory (Academy)], 2012. Pp.. 226–235.

Ordzhonikidze G.Sh. Simfonicheskie poemy R. Shtrausa [Symphonic Poems by R. Strauss]. In: Skrebkov S.S. Stati i vospominaniya [Skrebkov S.S. Articles and Memoirs]. Moscow, 1979. Pp.. 253–292.

Ordzhonikidze G.Sh. R. Shtraus [R. Strauss]. In: Muzyka XX veka. Ocherki v 2khch [Music of the XX Century. Essays in Two Parts]. Chast I kniga 2 [Part I. Book 2]. Moscow, 1976. Pp.. 199–237.

Fishman N.L. Kniga jeskizov Bethovena za 1802–1803 gody. Publikaciya, issledovanie i rasshifrovka. [Beethoven's Sketchbook for 1802–1803. Publication, Research and Transcription]. Moscow: Muzgiz [State Music Publishing House], 1962.

Tsaregradskaja T.V. Teorija muzykal'nogo narrativa Bajrona Almena: sushhnost', procedury, smysl [Byron Almen's Theory of Musical Narrative: Essence, Procedures, Meaning]. In: Chetvertyj mezhdunarodnyj kongress obshhestva teorii muzyki: terminy, ponjatija i kategorii v muzykovedenii. Tezisy dokladov. [Fourth International Congress of the Society for Music Theory: Terms, Concepts and Categories in Musicology. Abstracts of Reports]. Kazan, 2019. P. 48.

Almén B. A Theory of Musical Narrative (Musical Meaning and Interpretation). Bloomington: Indiana University Press, 2008.

Nattiez J.-J. Can One Speak of Narrativity in Music? In: Journal of the Royal Musical Association. Volume 115, Issue 2. Oxford, 1990. Pp. 240–257.

Werbeck W. Die Tondichtungen von Richard Strauss [Symphonic poems by R. Strauss]. Verlegt bei Hans Schneider, 1996.




DOI: https://doi.org/10.56620/2587-9731-2021-4-048-064

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2021 Olga O. Moskvina

URL лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/