Дорогие друзья!
Журнал «Современные проблемы музыкознания» открывает серию выпусков, посвященных отечественным музыковедческим школам и направлениям. Ближайшие номера освещают деятельность двух профессоров Российской академии музыки имени Гнесиных, отметивших в 2021 году юбилеи, – Ларисы Львовны Гервер и Ирины Самойловны Стогний. Многолетняя научная и педагогическая работа этих ученых вылилась в создание собственных школ, их идеи и принципы были восприняты и продолжены учениками.
В апреле 2021 года в РАМ имени Гнесиных состоялась IV Международная конференция «Музыкальная композиция: исторические метаморфозы», объединившая более 100 ученых из России, Австрии, Великобритании, Германии, Италии, Франции, США и других стран мира. На ней впервые были проведены новые секции – «Аналитические концепции и семиотика музыкального языка: к юбилею Ирины Самойловны Стогний» и «Теория и история музыкальной композиции: к юбилею Ларисы Львовны Гервер».
Авторская секция Ирины Самойловны Стогний включала следующие выступления:
Садокова Вера Владимировна, кандидат искусствоведения, ответственный редактор журнала «Ученые записки РАМ имени Гнесиных», Российская академия музыки имени Гнесиных, Москва, Россия – «Пиковая дама» Чайковского и «Преступление и наказание» Достоевского. Параллели и взаимодействия
Валькова Вера Борисовна, доктор искусствоведения, профессор, кафедра истории музыки, Российская академия имени Гнесиных, Москва – Микропроцессы в музыкальной форме: пути научного осмысления
Галатенко Юлия Николаевна, кандидат филологических наук, филолог, Гёттинген, Германия – «Лесной царь»: парадоксы интерпретации
Максимова Александра Евгеньевна, кандидат искусствоведения, доцент, кафедра истории русской музыки, Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, Москва, Россия – Семантика оркестровых тембров в балетных партитурах К. Кавоса
Твердовская Тамара Игоревна, кандидат искусствоведения, доцент, кафедра истории зарубежной музыки, проректор по научной работе, Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербург, Россия – Вариации на тему рококо op. 33 — «остров радости» в творчестве П.И. Чайковского (о трех семантических составляющих музыкальной композиции)
Стогний Ирина Самойловна, доктор искусствоведения, профессор кафедры аналитического музыкознания, Российская академия имени Гнесиных, Москва – Балет Р. Штрауса «Легенда об Иосифе». Музыкальное толкование библейского сюжета
Скрынникова Ольга Анатольевна, кандидат искусствоведения, доцент, заведующая кафедрой истории музыки, Воронежский государственный институт искусств, Воронеж, Россия – Стилевые лики оперы «Соловей» Игоря Стравинского
Коробова Алла Германовна, доктор искусствоведения, профессор, кафедра теории музыки, Уральская государственная консерватория имени М.П. Мусоргского, Екатеринбург, Россия – Семантика диалога в «Симфонии» Лючано Берио
Зенкин Константин Владимирович, доктор искусствоведения, профессор, проректор по научной работе, Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского, Москва, Россия – Подвижность моделей как фактор обновления стиля: на примере фортепианного творчества Рахманинова
Масловская Татьяна Юрьевна, кандидат искусствоведения, профессор, кафедра истории музыки, Российская академия музыки имени Гнесиных, Москва, Россия – Г. Свиридов и А. Блок в диалоге и единстве
Денисов Андрей Владимирович, доктор искусствоведения, профессор, кафедра истории зарубежной музыки, Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербург, Россия – Тайные послания и шифры: феномен криптоцитаты в музыкальном искусстве
Скурко Евгения Романовна, доктор искусствоведения, профессор, кафедра теории музыки, Уфимский государственный институт искусств им. З. Исмагилова, Уфа, Россия – Музыкальная композиция в контексте стадиального развития национальных культур в ХХ–ХХI веках
Чифариелло Чьярди, Фабио, профессор, Консерватория Тренто, Тренто, Италия – Изучение музыки речи с помощью компьютерных инструментов композиции
Шелудякова Оксана Евгеньевна, доктор искусствоведения, профессор, кафедра теории музыки, Уральская государственная консерватория имени М.П. Мусоргского, Екатеринбург – Проблемы композиции в Богослужении православной традиции (текст и его метаморфозы)
Власова Екатерина Сергеевна, доктор искусствоведения, профессор, кафедра истории русской музыки, Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, Москва, Россия – Первые советские музыкальные организации (1918–1923): к проблеме создания нового музыкального языка
Синица Ирина Александровна, кандидат искусствоведения, младший научный сотрудник, Кабинет рукописей, Российский институт истории искусств, Санкт-Петербург, Россия – Вторая симфония М.О. Штейнберга в стилевых взаимосвязях: к проблеме творческого процесса
Хлюпина Анастасия, студентка 4 курса, научно-композиторский факультет, Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, Москва, Россия. Научный руководитель – доктор искусствоведения Екатерина Сергеевна Власова – «Лолита» Р. Щедрина: сценические интерпретации «композиторской режиссуры» в меняющемся времени
Кошелева Юлия Андреевна, студентка 4 курса, кафедра теории музыки, Уфимский государственный институт искусств им. З. Исмагилова, Уфа, Россия. Научный руководитель — доктор искусствоведения Евгения Романовна Скурко – Особенности интонационной драматургии фортепианного цикла «Евангельские картины» И. Соколова
В настоящий выпуск журнала «Современные проблемы музыкознания», посвященный Ирине Самойловне, вошло интервью с ученым, а также статьи, связанные с ключевыми направлениями ее исследований. Это музыкальная семиотика, вопросы взаимосвязей музыки и литературного текста, проблемы микропроцессов в музыкальной композиции, музыкальная наука в соотношении с другими областями гуманитарного знания.
Ирина Петровна Сусидко
Весь выпуск
Просмотреть или скачать весь выпуск | full issue |
Содержание
ИНТЕРВЬЮ
Irina S. Stogniy, Olga O. Moskvina, Svetlana A. Pavlova
|
4-29
|
СЛОВО И МУЗЫКА
Irina S. Stogniy
|
30-47
|
Olga O. Moskvina
|
48-64
|
Julia M. Oparina
|
65-78
|
Tatyana P. Razbeglova
|
79-94
|
ТЕХНИКА МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ
Olga A. Astakhova
|
95-108
|
Aleksandra A. Gorshchuk
|
109-125
|