Об особенностях строения мадригалов XVI века на тексты в твердых формах

Larisa L. Gerver

Аннотация


Материалом исследования послужили мадригалы на тексты секстин, сонетов и баллат, отличающихся высокой регламентированностью построения и относимых, в разной степени безоговорочно, к числу твердых поэтических форм (formes fixes). Предмет исследования – соответствие музыкальной формы конкретной твердой форме (а не текстомузыкальные соответствия самого общего свойства, как это бывает при анализе по строчному принципу). В ряде публикаций, посвященных особенностям мадригалов на тексты в определенной поэтической форме (чаще всего – баллаты), показано, что «поэзия превосходит музыку и воздействует на нее» (Э. Ньюком). Несколько иную картину дают результаты наших наблюдений, которые представляют собой два взаимодополняющих описания. Первое состоит в подтверждении идеи «господства» поэтической формы и ее воздействия на форму музыкальную; ключевым для второго является слово «переформатирование»: так обозначен результат преобразования секстиной строфы, сонета и баллаты в процессе их переложения на музыку. Происходит нечто вроде тектонического сдвига:

• смещаются границы, предусмотренные поэтической формой,

• изменяется число элементов структуры,

• нарушаются первоначальные пропорции,

• равенство поэтических построений заменяется равенством музыкальных построений и т.д.

Подобные признаки отказа от простого следования за структурой текста служат и признаками наличия той или иной симметричной метротектонической конструкции, которая создается исключительно музыкальными средствами. Это происходит за пределами непосредственного взаимодействия музыки со словом – в сфере, где проявляется красота числового строения музыкальной формы (Г.Э. Конюс, А.Ф. Лосев).


Полный текст:

PDF Abstract

Литература


Veselovskij A.N. Izbrannye stat’i [Selected articles]. Leningrad: Hudozhestvennaya literatura [Art Literature], 1939.

Gasparov M.L. Ocherk istorii evropejskogo stiha [An outline of the history of European verse]. M.: Nauka [Science], 1989.

Gasparov M.L. Tverdye formy [Fixed forms] [Elektronic resource]. In: Bol’shaya rossijskaya enciklopediya, 2005–2019. Available at: https://bigenc.ru/literature/text/4184552 (accessed: 21.02.2022).

Gerver L.L. Tverdaya poeticheskaya forma vs forma muzykal’naya: opyt analiza madrigalov na teksty sekstin [Fixed Poetic Form vs Musical Form: Experience of the Analysis of Madrigals on Sextina Texts]. In: Nauchnye shkoly v muzykovedenii XXI veka: k 125-letiyu uchebnyh zavedenij imeni Gnesinyh. Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj onlajn-konferencii 24–27 noyabrya 2020 goda [In: Scientific Schools in Musicology in the 21st Century: On the 125th Anniversary of the Gnesins’ Educational Institutions. roceedings of the International Scientific Online Conference, November 24–27, 2020]. Ed. by T.I. Naumenko. M.: Ros. akad. muzyki im. Gnesinyh [Gnesin Russian Academy of Music], 2020. Pp. 718–730.

Gerver L.L., Kovalevskaya D.A. Prisushche li metrotektonicheskoe sovershenstvo formy madrigalam Luki Marencio? [Is Metrotectonic Perfection Characteristic of Madrigals by Luca Marenzio]. In: Nauchnyj vestnik Moskovskoj konservatorii [Scientific Bulletin of the Moscow Conservatory]. 2019. № 4 (39). Pp. 44–69.

Girfanova M.E. Menzural’naya sistema kak istoricheskij tip zapadnoevropejskogo muzykal’nogo metra [The mensural system as a historical type of Western European musical metre]. Dr. sci. dis. 17.00.02. Kazan’, 2015.

Ignat’eva N.S. Madrigaly mantuanskih kompozitorov na teksty «Vernogo pastuha» Dzh. B. Gvarini (k istorii vtoroj praktiki) Madrigals by Mantuan composers to texts of J. B. Gvarini’s The Faithful Shepherd (to the history of the second practice)]. Candidate’s thesis. Moscow, 2017.

Konyus G.E. Nauchnoe obosnovanie muzykal’nogo sintaksisa (k izucheniyu voprosa) [Scientific rationale for musical syntax (to explore the question)]. Moscow: Gos. muz. izd-vo [State misic publishing house], 1935.

Losev A.F. Muzyka kak predmet logiki [Music as a Subject of Logic]. In: Losev A.F. Iz rannikh proizvedeniy [From the Early Works]. Moscow: Pravda [Truth], 1990.

Pankina E.V. Frottola v kul’ture ital’yanskogo Vozrozhdeniya: 1480–1530 [Frottola in Italian Renaissance culture: 1480–1530]. Doctor’s thesis. Moscow, 2018.

Panova L.G. Annenskij-petrarkist: “Dal’nie ruki” [Annensky Petrarchist: “Distant Hands”]. In: Dialog kul’tur: “Ital’yanskij tekst” v russkoj literature, “russkij tekst” v ital’yanskoj literature: Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii (IRYA RAN, 9–11 iyunya 2011 g.) [Dialogue of Cultures: “Italian Text” in Russian Literature, “Russian Text” in Italian Literature: Proceedings of an International Scientific Conference]. Ed. N.A. Fateeva. Moscow: Infotekh, 2013. P. 111–119.

Susidko I.P. Poeziya – sluzhanka muzyki? O roli poeticheskogo teksta v ital’yanskoj arii XVIII veka [Is poetry the servant of music? On the role of the poetic text in eighteenth-century Italian aria]. In: Nauchnye shkoly v muzykovedenii XXI veka: k 125-letiyu uchebnyh zavedenij imeni Gnesinyh. Materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj onlajn-konferencii 24–27 noyabrya 2020 goda [In: Scientific Schools in Musicology in the 21st Century: On the 125th Anniversary of the Gnesins’ Educational Institutions. Proceedings of the International Scientific Online Conference, November 24–27, 2020]. Ed. by T.I. Naumenko. M.: Ros. akad. muzyki im. Gnesinyh [Gnesin Russian Academy of Music], 2020. Pp. 503–512.

Holopov Yu.N. Metricheskaya struktura perioda i pesennyh form [The Metrical Structure of Period and Song Forms]. In: Problemy muzykal’nogo ritma. Sbornik statey [Problems of Musical Rhythm. Collection of articles]. Ed. V.N. Holopova. Moscow: Muzyka [Music], 1978. P. 105–163.

Shor R. Ballada. Literaturnaya enciklopediya. V 11 t. [Ballada. Encyclopaedia of Literature. In 11 vols.]. [Мoscow], 1929–1939 [Elektronic resource]. In: Fundamental’naya elektronnaya biblioteka “Russkaya literatura i fol’klor” [Fundamental Digital Library “Russian Literature and Folklore”]. Available at: http://feb-feb.ru/feb/litenc/encyc (accessed: 26.02.2022).

Abramov-van Rijk E. The form of the monostrophic ballata as a frame for a logical demonstration. In: Plainsong and Medieval Music. Vol. 26. Iss. 1. Cambridge University Press, 2017. Р. 1–18.

D’Agostino G. On the Ballata Form(s) of Fifteenth-Century Italy: a Case of Historical Misunderstanding. In: “Et facciam dolçi canti”. Studi in onore di Agostino Ziino in occasione del suo 65° compleanno. LIM, 2003. Р. 295–330.

Einstein А. The Italian Madrigal. Ed. by R. Sessions, O. Strunk, A.Y. Krappe. In Three volumes. Vol. 2. Princeton Legacy Library edition, 2019.

Fallows D. Formes Fixes [Electronic edition]. In: The New Grove Dictionary of Music and Musicians. London: Macmillan, 2001.

Harrán D. Verse Types in the Early Madrigal. In: Journal of the American Musicological Society, Vol. 22 (1969). Р. 27–53.

Newcomb A. The Ballata and the “Free” Madrigal in the Second Half of the Sixteenth Century. In: Journal of the American Musicological Society, Vol. 63, No. 3 (Fall 2010). Pp. 427–497.

O’Rourke R. Representation, Emotion, and the Madrigal in Sixteenth-Century Italy. Submitted in partial fulfillment of the requirements for the degree of Doctor of Philosophy under the Executive Committee of the Graduate School of Arts and Sciences. Columbia University, 2020.

[Petrarca F.]. Il Canzoniere di Francesco Petrarca. Edizione di riferimento: a cura di Giancarlo Contini, Einaudi, Torino 1964.

Schick H. Musikalische Einheit im Madrigal von Rore bis Monteverdi: Phänomene, Formen und Entwicklungslinien. Tutzing: Verlegt bei Hans Schneider, 1998.

Schubert P., Cumming J.E. Text and Motif c. 1500: A New Approach to Text Underlay. In: Early Music. Vol. 40, No. 1. 2012. P. 3–13.




DOI: https://doi.org/10.56620/2587-9731-2022-2-004-047

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2022 Larisa L. Gerver

URL лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/