«Я над голой музыкой хохотал, как угорелый…». Оперетта Бородина «Богатыри» в письмах Виктора Крылова Николаю Савицкому
Аннотация
В статье впервые публикуются тексты 22 писем драматурга Виктора Александровича Крылова режиссеру московской оперной труппы Николаю Петровичу (Пантелеймоновичу) Савицкому, обнаруженные в 2020 году в фондах Государственного исторического музея. При подготовке к публикации проведена датировка писем, а их тексты откомментированы.
Письма относятся к 1866–1867 годам. Наибольшая их часть посвящена оперетте Александра Порфирьевича Бородина на либретто Крылова «Богатыри» (1867). Благодаря обнаруженным документам удается последить историю создания оперетты, начиная с возникновения у Крылова ее замысла. Уточнена хронология работы Крыловым над либретто, а Бородина – над музыкой «Богатырей». Раскрываются некоторые ранее неизвестные детали композиторского замысла.
Благодаря подробному описанию Крыловым стадий прохождения пьесы через две обязательные ступени театральной цензуры удалось установить верную дату окончательного разрешения пьесы Театрально-литературным комитетом: 29 июля, а не 29 июня, как считалось ранее. Этот факт объясняет, почему Бородин не успел написать для оперетты полностью оригинальную музыку и был вынужден во многих сценах прибегнуть к пародированию сочинений других композиторов.
Полный текст:
PDFЛитература
Dianin S.А. Borodin. Zhizneopisanie, materialy i dokumenty [Biography, materials and documents]. Мoscow: Gosudarstvennoe muzykalnoe izdatelstvo [State Music Publishing House], 1960.
Enukidze N.I. Romanticheskaya opera v krivom zerkale parodii: iz istorii komicheskoy wagneriany [Romantic opera in the crooked mirror of parodies: from the history of comic Wagneriana] // Uchenye zapiski Rossiyskoy academii muzyki imeni Gnessinyh [Scholarly Papers of Russian Gnesins Academy of Music]. 2018. № 4 (27). Pp. 75–85.
Lamm P.А., Popov S.S. “Bogatyri” [Heroic Warriors] // Sovetskaya muzyka. 1934. № 1. Pp. 87–94.
Martynova S.S. Kommentarii [Comments] // Borodin А.P. “Bogatyri”. Perelozhenie dlya penia s fortepiano P. А. Lamma [Heroic War-riors. Piano score by P.А. Lamm]. Мoscow: “DEKA-VS”, 2004. Pp. 211–223.
Pisma А.P. Borodina [А.P. Borodin’s Letters]. Vol. I. Мoscow: Gosudarstvennoe izdatelstvo, Muzykalny sector [State Publishing House, Music Sector], 1927–28.
Rоmanova А.V. I.А. Goncharov v komitete, uchrezhdennom dlya rassmotrenia p’es k stoletnemu jubileyu russkogo teatra, I v Teatralnoliteraturnom komitete [I. А. Goncharov in the Committee established to review plays for the centenary of the Russian theater, and in the Theater and Literature Committee] // Russkaya literature [Russian literature]. 2018. № 2. Pp. 171–194.
Sоkhor А.N. Аlexandr Porfir’evich Borodin [Аlexander Porfirievich Borodin]. Мoscow-Leningrad: Мuzyka [Music], 1965.
Tikhomirov V.V. А.N. Ostrovsky – advocate russkogo teatra [А.N. Ostrovsky as an advocate of Russian theatre] // Tikhomirov V.V. Ot A.N. Radishcheva do L.N. Tolstogo [From A.N. Radishchev to L.N. Tolstoy]. Kostroma: Kostromskoy gosudarstvenny universitet [Kostroma State University], 2015. Pp. 174–188.
Chеrnyshev I.Е. Zhenikh iz dolgovogo otdelenia [A bride-groom from a Debt department] // Russkaya drama epokhi А.N. Ostrovskogo
[Russian drama of А.N. Ostrovsky’s epoch]. Moscow: Izdatelstvo MGU [Moscow State University Publishing House], 1984. Pp. 192–216.
Shchukinsky sbornik [Shchukinsky collection]. Vol. 1–10. Moscow: Tovarishchestvo tipografii A. I. Mamontova, Sinodalnaya tipografia [A.I. Mamontov Printing House Association, Synodal Printing House], 1902–1912.
[Krylov V.] Text and Translation // // Mlada (1872). Scenes from a Collaborative Opera-Ballet by César Cui, Modest Musorgskii, Nikolai Rimskii-Korsakov, and Aleksandr Borodin. Ed. by Albrecht Gaub. Middleton, USA: A-R Editions, 2016. P. xxxi–xlviii.
Senelick L. Offenbach and Chekhov; Or, La Belle Yelena // Theatre Journal. Vol. 42, No. 4 (Dec., 1990). Рp. 455–467
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
(c) 2020 Anna V. Bulycheva
URL лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/