«Додекахорд» (1598) Клода Лежена: особенности композиторской работы с источником
Аннотация
Для композитора 16 века типична работа с одноголосным заимствованным материалом в роли cantus firmus, однако при этом он, как правило, не подвергается заметным изменениям, оставаясь, по крайней мере, внутри самого сочинения «твердым напевом».
Клод Лежен в многоголосном псалмовом сборнике «Додекахорд» избирает в качестве cantus firmus мелодии Женевской псалтири, которые не только не всегда цитируются буквально, но в некоторых случаях не совпадают с ладом многоголосного целого, «выращенного» на их основе, а иногда подвергаются существенным мелодическим деформациям.
Выбор первоисточника и его ладовые «ретуши» имеют одну и ту же причину: композитор-гугенот, создавая своего рода художественный манифест веротерпимости, утверждает протестантский мелос как интонационную базу полифонического псалмопения и одновременно осуществляет концептуальную задачу вписать его в традицию вселадового цикла на новой 12-ладовой основе.
Литература
Barsova I.A. Ocherki po istorii partiturnoy notatsii [Essays on the History of Score Notation]. M.: Moskovskaya gos. Konservatoriya
[Moscow P.I. Tchaikovsky Conservatory], 1997.
Gerver L.L. Inganno i drugie sekrety polifonicheskoy tekhniki
vtoroy poloviny XVI — nachala XVII veka [Inganno and Other Secrets of Polyphonic Technique (The Second Half of the 16th — Early 17th Centuries)]. M.: RAM im. Gnesinykh [Gnessins Russian Academy of Music], 2018.
Dubravskaya T.N. Muzyka epokhi Vozrozhdeniya. XVI vek. Istoriya polifonii. T. 2B. [Renaissance music. XVI century. The history of the
polyphonic music. Vol. 2B]. Moscow: Muzyka [Music], 1996.
Katunyan M.I. Uchenie o kompozitsii Genrikha Shyuttsa [Theory of musical composition by Heinrich Schütz]. In: Genrikh Shyutts.
Sbornik statey [Heinrich Schütz. An Articles Collection]. Comp. by T.N. Dubravskaya. Moscow: Muzyka [Music], 1985. P. 76–118.
Karpenko E.K. Bernar Palissi (1510?–1590): tvorcheskaya lichnost’ v kontekste francuzskoj kul'tury XVI veka. Diss. … kand. filosofskih nauk [Bernard Palissy (1510?–1590): A Creative Person in the Context of 16th Century French Culture. Dissertation of the Сandidate of Philosophical Sciences.]. Moscow, 2004.
Kube A. Istoriya fayansa [The History of Faience]. Berlin: R. S.F. S. R. Gosudarstvennoe izdatel’stvo [The RSFSR State Publishing House],
Kyuregyan T.S. Muzyka antichnykh form [Music of ancient forms]. In: Sator tenet opera rotas. Yuriy Nikolaevich Kholopov i ego nauchnaya shkola [Sator tenet opera rotas. Yuriy Nikolaevich Kholopov and his scientific school]. Moscow: Moskovskaya gos. konservatoriya im. P. I. Chaykovskogo [Moscow P.I. Tchaikovsky Conservatory], 2003. P. 18–28.
Lyzhov G.I. Genrikh Glarean i Klod Lezhen: dva «Dodekakhorda» [“Dodekachordon” by Heinrich Glareanus and “Dodecacorde” by Claude Le Jeune: An Experience of Comparison]. Muzykal’naya akademiya [Music Academy], 2020. No 2. P. 60–91.
Lyzhov G.I. Svyaz’ klyuchevoy kombinatsii i lada v XVI veke
[The Relationship Between the Key Combination and the Mode in the 16th Century]. In: Partitura so starinnymi klyuchami. Didakticheskie obraztsy XVI–XX vekov. Istoricheskiy ocherk i khrestomatiya [Score with Old Keys. Didactic Samples of the 16th-20th Centuries. Historical Sketch and Chrestomathy]. Moscow: Nauchno-izdatel'’skij centr «Moskovskaya konservatoriya» [The Scholarly and Printing Center “Moscow Conservatory”], 2020.
Protopopov V.V. Zapadnoevropeyskaya muzyka XVII — pervoy chetverti XIX veka. Istoriya polifonii. Vyp. 3 [Western European Music of the 17th–first Quarter of the 19th Century. The History of the Polyphonic Music. Vol. 3]. Moscow: Muzyka [Music], 1985.
Simakova N.A. Kontrapunkt strogogo stilya i fuga. Ch. 1. [Coun- terpoint of Strict Style and Fugue. Part 1]. Moscow: Kompositor [Compos- er], 2002.
Yuzhak K.I. Polifoniya i kontrapunkt. Kn. 1. [The Polyphonie and the Counterpoint. Vol. 1]. Saint-Petersburg: Sudarynya, 2006.
Yuzhak K.I. Polifoniya i kontrapunkt. Kn. 2. [The polyphonie and the counterpoint. Vol. 2]. Saint-Petersburg: Sudarynya, 2006.
Freedman R. Le Jeune’s «Dodecacorde» as a Site for Spiritual
Meanings. In: Revue de Musicologie. T. 89. No. 2 (2003). P. 297–309.
Heider A. Preface // С. Le Jeune. Dodecacorde: Comprising Twelve Psalms of David Set to Music According to the Twelve Modes / ed. by Anne H. Heider. Vol. II. Madison : A-R Editions, 1995. P. VII–XII.
Нis I. Das «Dodecacorde» von Claude Le Jeune (1598) im Kon- text der französischen Rezeption der Traktate von Glarean und Zarlino // Heinrich Glarean oder: Die Rettung der Musikausdem Geist der Antike? / hrsg. von N. Schwindt. Kassel; Basel u. a.: Bärenreiter, 2006. S. 260–261.
Pidoux P. Le Psautier Huguenot du 16. siècle. 1, Les melodies.
Bale: Baerenreiter, 1962.
DOI: https://doi.org/10.56620/2587-9731-2022-2-048-080
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
(c) 2022 Grigory I. Lyzhov
URL лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/