Топосы и музыкальный нарратив: Д. Шостакович. Прелюдия op.34 №7

Tatiana V. Tsaregradskaya

Аннотация


В анализе музыки ХХ века, наряду с традиционными структурными подходами, сегодня все большую роль играют методы, сложившиеся за пределами музыкознания. К таким принадлежит и метод анализа музыки как нарратива, разработанный в трудах Кермана, Крамера, Алмена. Инструментом анализа нарратива, по мнению Алмена, может являться топос – устойчивый тип высказывания с ограниченным смысловым потенциалом.

В представленной статье аппарат нарративного анализа применен к Прелюдии Шостаковича Ля-мажор ор. 34. Выявлены структурные элементы, соответствующие топосам «ученого стиля», «романтического ноктюрна», «марша», что позволяет интерпретировать цель нарратива Прелюдии как достижение «когнитивного диссонанса».

Проделанный анализ показывает, что Прелюдия отражает «феномен Шостаковича» — «непременно внести в музыку элемент неоднозначности, внутренней противоречивости, эмоционального и психологического дискомфорта» (Л. Акопян)

Ключевые слова: анализ, нарратив, топос, Шостакович, Прелюдия A-dur op.34


Полный текст:

PDF Abstract

Литература


Hakobian L.O. Fenomen Dmitriya SHostakovicha [The phenomenon of Dmitry Shostakovitch]. Saint-Petersburg: Izdatel'stvo RHGA [Publishing house of the Russian Christian Academy of Humanities], 2018.

Delson V.Y. Fortepiannoe tvorchestvo D.D. SHostakovicha [Shostakovich’s Piano works Moscow]. Moscow: Sovetskij kompozitor [Soviet composer], 1971.

Gakkel L.Y. Fortepiannaya muzyka 20 veka [Piano music of the 20th century]. Leningrad: Sovetskij kompozitor [Soviet composer], 1990.

Kirillina L.V. Классический стиль в музыке XVIII – начала XIX века. Ч. III: поэтика и стилистика [Classical style in the music of XVIII – beginning of the XIX century. V.3]. Moscow: Kompozitor [Composer], 2007.

Meyer K. SHostakovich. ZHizn'. Tvorchestvo. Vremya [Shostakovich. A life. Work. Time]. Moscow: DSCH; Saint-Petersburg: Kompozitor [Composer], 1998.

Allanbrook W.J. Rhythmic gesture in Mozart: Le nozze di Figaro & Don Giovanni. Chicago: University of Chicago Press, 1983.

Almén B. A Theory of Musical Narrative. Indiana University Press, 2009.

Gorlin S. 24 preludes by Shostakovich [Electronic resource]. URL: http://www.pianolessonsindianapolis.com/music-criticism/shosta-kovich-24-preludes-piano.htm

Horton J. Listening to Topics in the Nineteenth Century / The Oxford Handbook of Topic Theory, ed. by D. Mirka. Oxford: Oxford University Press, 2014.

Hunkemöller J. Topoi in der Musik Béla Bartóks // Studia Musicologica Academiae Scientiarum Hungaricae. September 2013. 54(3). Pp. 289–299.

Kerman J. How We got into Analysis, and How to Get Out // Critical Inquiery. 1980. v. 7. N 2. Pp.311–331.

Kramer L. Musical Narratology: A Theoretical Outline // Indiana Theory Review. 1991. 12. Pp. 141–162.

Macdonald I. The New Shostakovich. Oxford: Oxford University Press, 1991.

Ratner L. Classic music: expression, form, and style. N.Y.: Schirmer Books, 1980.

Rodriguez B.A. Topics and Scripts as Imitation in Opera: The Rake’s Progress (1947–51) by Stravinsky, Auden, and Kallman / Proceedings of the International Conference on Music Semiotics (in memory of Raymond Monelle) / University of Edinburgh, 26–28 October 2012, UK. Pp. 202–208.

Sheinberg E. Irony, Satire, Parody and the Grotesque in the Music of Shostakovich: A Theory of Musical Incongruities. London: Routledge, 2017.




DOI: https://doi.org/10.56620/2587-9731-2019-2-013-028

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2019 Tatiana V. Tsaregradskaya

URL лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/