Трио-фактура в хоральных обработках и поликлавирный орган Южной Германии первой трети XVI века

Fedosia W. Tabyisova

Аннотация


В статье запечатлена попытка установления взаимосвязи между строением больших церковных южнонемецких органов первой трети XVI века и композиционными особенностями органных произведений, влекущими определенные пути интерпретационных решений.

Некоторую сложность представляет собой терминологическое противоречие, обусловленное проблемой двойных стандартов в области органного искусства: исторические границы Ренессанса в немецкой архитектуре, к которой орган имеет непосредственное отношение, и в музыке, не совпадают. Для указанного нами периода ведущую роль играет архитектурный стиль поздней готики, предшествовавший ренессансному. В органной музыке этого времени, которую принято относить к Ренессансу, на наш взгляд, отразился переходный период от поздней готики к Ренессансу. Мы видим в этом сложном репертуаре сосуществование и взаимодействие трех генеральных линий: архаичной полимелодической полифонии и новых техник – метода колорирования, распространившегося в Южной Германии, и имитации, пришедшей с европейского севера.

Тип поликлавирного органа, который мы берем за эталон южнонемецкого инструмента, получил в немецком музыковедении название позднеготического органа-шпальтзац (die spätgotische Spaltsatz-Orgel). Трио-фактура, встречающаяся в хоральных обработках, на наш взгляд, наиболее полно и точно отражает особенности поликлавирного строения и тембровое богатство больших церковных органов Южной Германии.


Полный текст:

PDF Abstract

Литература


Vlasov V.G. Novyj enciklopedicheskij slovar’ izobrazitel'nogo iskusstva [New Encyclopedic Dictionary of Fine Arts]. Saint-Petersburg: Azbuka-klassika [Alphabet-classic], 2004.

Tabyisova F.V. K ideal’nym instrumentam Arnol’da SHlika [To the ideal instrument of Arnold Schlick] [Electronic resource]. In: Sovremennye problemy muzykoznaniya [Contemporary Musicology]. 2020. No. 1. Pp. 3–22. Available at: https://gnesinsjournal.ru/archives/2293 (accessed: 3.02.2022).

Tarasevich N.I. Lyudvig Zenfl’. “Maria zart”: k probleme vzaimodejstviya tekhnik kompozicii [Ludwig Senfl. “Maria zart”: To the problem of interaction of composition techniques]. In: Opera musicologica. 2020. Vol. 12. № 5 (S). Pp. 80–94.

Flade E. Literarische Zeugnisse zur Empfindung der “Farbe” und “Farbigkeit” bei der Orgel und beim Orgelspiel in Deutschland ca. 1500– 1620. Acta Musicologica, XXVIII, fasc. IV, 1956. S. 176–206.

Heinz O. Frühbarocke Orgeln in der Steiermark: zur Genese eines süddeutsch-österreichischen Instrumententyps des 17. Jahrhunderts. LIT Verlag Münster, 2012.

Jakob F. Die Valeria Orgel. Vdf Hochschulverlag AG, 1991.

Keil W. Musikgeschichte im Überblick. 3. Auflage. UTB, 2018.

Klotz H. Über die Orgelkunst der Gotik, der Renaissance und des Barock: die alten Registrierungs- und Dispositionsgrundsätze. Bärenreiter, 1934.

Madelung A. Inaugural-Dissertation “Zwei süddeutsche Orgeln aus dem frühen 17. Jahrhundert — Quellenforschung, Dokumentation, kulturhistorische Interpretation“. Universität Augsburg, 2011.

Praetorius M. Syntagma: Von den Instrumenten. Wolfenbüttel 1618. II. Teil. In: Band 13 von Publikation aelterer praktischer und theoretischer Musik-Werke. Trautwein, 1884.

Rücker I. Die deutsche Orgel am Oberrhein um 1500. Freiburg, Breisgau: E. Albert, 1940.

Schlick A. Spiegel der Orgelmacher und Organisten. Herausgegeben von E. Flade. Kassel, Basel: Bärenreiter-Verlag, 1951.




DOI: https://doi.org/10.56620/2587-9731-2022-2-081-106

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2022 Fedosia W. Tabyisova

URL лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/