«Теория музыки в духе Ленинграда. Интервью с Татьяной Бершадской»

Philip Ewell

Аннотация


Вот уже более шестидесяти лет Татьяна Сергеевна Бершадская является ключевой фигурой в русскоязычном мире музыки и теории музыки. Помимо прочих заслуг, Т.С. Бершадская – бесспорный лидер так называемой «ленинградской школы» теории музыки, возникшей в XX веке в противовес сильному влиянию московских музыковедческих течений, известных под общим неофициальным названием «Московская школа». На протяжении большей части XX века отношения между двумя этими школами были отмечены некоторой степенью напряженности. Московская школа была более известной, из- за чего научное объединение в северо-западной части страны зачастую оставалось в тени.

Начало ленинградской школе положил Болеслав Яворский. В основном он работал в Москве и близлежащих городах и редко сотрудничал с Петербургом. Однако, по большей части, обе школы обязаны своим существованием некоторым подвижкам, происходившим в XIX веке именно в Санкт-Петербурге. Начиная с Римского-Корсакова, во многих трудах русских теоретиков музыки прослеживается сильное тяготение в сторону гармонического функционализма. Своей


кульминации этот подход достигает в работах Георгия Катуара, Игоря Способина и ряда других исследователей, которых по праву можно считать основателями в 1920-1930 гг. московской школы теории музыки в России. Т.С. Бершадская является представителем еще одной русской музыкальной теоретической   традиции,   берущей   начало   в   работах Б. Яворского и, позднее, Бориса Асафьева, Христофора Кушнарёва и Юрия Тюлина (Кушнарёв и Тюлин были однокашниками Бершадской).

Статья начинается с обзорной части, где показан контекст, обусловивший создание ленинградской и московской школ теории музыки. В ней также анализируется роль Т.С. Бершадской и ее предшественников в становлении этих идеологических объединений. Далее представлено подробное интервью, проведенное автором с Татьяной Бершадской 15 февраля 2018 г. в ее квартире в Санкт- Петербурге. В интервью Т.С. Бершадская делится историями из жизни, своими взглядами на музыку и теорию музыки.

 

 

 

 


Полный текст:

PDF

Литература


Aranovsky M.G. Teoreticheskaya koncepciya B.L. YAvorskogo [The theoretical conception of Boleslav Yavorsky] [Electronic resource] // Iskusstvo muzyki: teoriya i istoriya [The art of music: Theory and history]. 2012.

№ 6. P. 41–60. URl: https://hra.sias.ru/upload/iblock/a64/aranovskii.pdf

Asafiev B.V. Muzykal'naya forma kak process [Musical form as process]. Second edition. 2 vols. Vol. 2. В 2 ч. Ч. 2. Leningrad: Muzyka [Music], 1971.

Bershadskaya Т.S. V ladah s garmoniej, v garmonii s ladami: ocherki [In modes with harmony, in harmony with modes: Essays]. St. Petersburg: St. Petersburg Conservatory, 2011.

Bershadskaya Т.S. Garmoniya kak element muzykal'noj sistemy [Harmony as an element of a musical system]. St. Petersburg: UT, 1997.

Bershadskaya Т.S. Kurs analiza muzykal'nyh proizvedenij: Programma dlya muzykal'nyh uchilishch [Course in the analysis of musical compositions: A program for specialized music schools]. Leningrad: Muzyka [Music], 1951.

Bershadskaya Т.S. Lekcii po garmonii [Lectures in harmony]. St. Petersburg: Kompozitor [Composer], 2003.

Bershadskaya Т.S. Leningradskaya–peterburgskaya shkola teorii muzyki [The Leningrad-St. Petersburg school of music theory] // Sankt- Peterburgskaya konservatoriya v mirovom muzykal'nom prostranstve [St. Petersburg conservatory in a world-wide musical context] / ed. by

N.I. Degtiareva. St. Petersburg: Izdatel’stvo Politekhnicheskogo Instituta, 2013. P. 9–15.

Bershadskaya Т.S. Netradicionnye formy pis'mennyh rabot po garmonii v konservatoriyah [Non-traditional forms of written harmony work in conservatories]. Second edition. St. Petersburg: Kompozitor [Composer], 2001.

Bershadskaya Т.S. Osnovnye kompozicionnye zakonomernosti mnogogolosiya russkoj narodnoj krest'yanskoj pesni [Fundamental compositional rules in multi-voiced Russian folk-peasant songs]. Leningrad: Muzgiz [Music Publisher], 1961.

Bershadskaya Т.S. Stat'i raznyh let [Articles from various years]. St. Petersburg: Soiuz Khudozhnikov [Union of Artist], 2004.

Bershadskaya Т.S. Funkcii garmonii v muzykal'noj sisteme [Functional harmony in a musical system]. Leningrad: LOLGK [Leningrad Order of Lenin State Conservatory], 1989.

Bershadskaya Т.S. Maslenkova L.M., Nezvanov B.A. et al. Kurs teorii muzyki [Course in music theory]. Leningrad: Muzyka, 1988.

Dmitrij SHostakovich: v pis'mah i dokumentah [Dmitri Shostakovich: In letter and documents] / ed. by I.A. Bobykina. Moscow: М.: Gosudarstvennyj central'nyj muzej muzykal'noj kul'tury im. M.I. Glinki [State Central Museum of Musical Culture named after M.I. Glinka], Reklamnoizdatel'skaya firma «Antikva» [Advertising and publishing company “Antikva”], 2000.

Dubovsky J.I., Evseev S.V., Methodin I.V., Sokolov V.V. Uchebnik garmonii [Harmony textbook]: 2 vols. Moscow: Gosudarstvennoe izdatel’stvo “Iskusstvo” [State Publishing House “Art”], 1939.

Catoire G.L. Teoreticheskij kurs garmonii [Theoretical course of harmony]. 2 Vols. Vol. 1. Moscow: Gosmuzizdat [State Publishing House Music Sector], 1924–1925.

Konferenciya po teorii ladovogo ritma [Conference on the theory of modal rhythm] // Proletarskij muzykant [Proletarian musician]. 1930. № 2. P. 6–9.

Kushnarev Ch.S. Voprosy istorii i teorii armyanskoj mo- nodicheskoj muzyki [Questions on the history and theory of Armenian monodic music]. Leningrad: Gosmuzizdat [State Publishing House Music Sector], 1958.

Kushnarev Ch.S. O polifonii: Sb. Statej [On polyphony, collected articles]. Moscow: Muzyka [Music], 1971.

Lunacharsky A.V. Neskol'ko zamechanij o teorii ladovogo ritma [Several observations on the theory of modal rhythm] // Proletarskij muzykant [Proletarian musician]. 1930. № 2. P. 10–13.

Protopopov S.V. Elementy stroeniya muzykal'noj rechi. 2 vols. Vol.1 / ed. by B. Yavorsky. Moscow: Gosmuzizdat [State Publishing House Music Sector], 1930.

Rimsky-Korsakov N.A. Polnoe sobranie sochinenij: Literaturnye proizvedeniya i perepiska [Complete collected works: Literary works and cor- respondence]. Vol. 4. Uchebnik garmonii [Harmony textbook]. Moscow: Muzgiz [State Publishing House Music Sector], 1960.

Rimsky-Korsakov N.A. Uchebnik garmonii [Harmony textbook]. Lithograph printing. St. Petersburg, 1885.

Ryzhkin J.Ja. Novoe izdanie uchebnika garmonii [New edition of the harmony textbook] // Sovetskaya muzyka [Soviet music]. 1950. № 2.

Tiulin Yu.N. Iskusstvo kontrapunkta [The art of counterpoint]. Moscow: Muzyka [Music], 1968.

Tiulin Yu.N. Natural'nye i al'teracionnye lady [Natural and alter- nating modes]. Moscow: Muzyka [Music], 1971.

Tiulin Yu.N. Stroenie muzykal'noj rechi [The structure of musical speech]. Leningrad: Muzgiz [State Publishing House Music Sector], 1969.

Tiulin Yu.N. Uchenie o garmonii [Studies in harmony]. Third edi- tion. Moscow: Muzyka [Music], 1966.

Tiulin Yu.N., Privano N.G. Teoreticheskie osnovy garmonii [ The theoretical bases of harmony]. Leningrad: Muzgiz [State Publishing House Music Sector], 1965.

Tiulin Yu.N., Privano N.G. Uchebnik garmonii [Harmony text- book]. 2 vols. Moscow: Muzgiz [State Publishing House Music Sector], 1964.

Kholopov Yu.N. Garmoniya: prakticheskij kurs [(Harmony: A practical course]. 2 vols. Moscow: Kompozitor [Composer], 2003.

Kholopov Yu.N. Garmoniya: teoreticheskij kurs [Harmony: a the- oretical course]. Moscow: Lan’ [Doe], 2003.

Kholopov Yu.N., Kirillina L.V., Kyuregyan T.S., Lyzhov G.I., Pospelova R.L., Tsenova V.S. Muzykal'no-teoreticheskie sistemy [Music- theoretical systems]. Moscow: Kompozitor [Composer], 2006.

Yavorsky B.L. Izbrannoe: pis'ma, vospominaniya [Favorites: Let- ters, recollections]. Moscow: Kompozitor [Composer], 2008.

Yavorsky B.L. Stat'i, vospominaniya, perepiska [Articles, remem- brances, correspondence] / ed. by I. Rabinovich and D. Shostakovich. Moscow: Sovetskiĭ Kompozitor [Soviet composer], 1972.

Yavorsky B.L. Stroenie muzykal'noj rechi. Materialy i zametki [ The structure of musical speech. Materials and notes]. Moscow, 1908.

Carpenter E. The Theory of Music in Russia and the Soviet Union, ca. 1650–1950. PhD diss., University of Pennsylvania, 1988.

Ewell P. Conference Report: Inaugural Meeting of the Russian Society for Music Theory (OTM) [Electronic resource] // Music Theory Online. 2013. № 19 (4). URL: https://mtosmt.org/issues/mto.13.19.4/mto.13.19.4.ewell.html

Ewell P. Rethinking Octatonicism: Views from Stravinsky’s Homeland [Electronic resource] // Music Theory Online. 2012. № 18 (4). URL: https://mtosmt.org/issues/mto.12.18.4/mto.12.18.4.ewell.html

Jackson L. Modulation and Tonal Space in the Practical Manual Of Harmony: Rimsky-Korsakov’s Harmonic Theory and Its Historical Ante- cedents. PhD diss., Columbia University, 1996.

Lupishko M. Konyus’ ‘Metrotechtonism’ and Yavorsky’s ‘Modal Rhythm’: Parallels Between Music and Architecture in Early Soviet Music Theory // Music and Figurative Arts in the Twentieth Century / ed. by R. Illiano. Turnhout: Brepols, 2016. P. 73–94

McQuere G. The Theories of Boleslav Yavorsky // Russian Theoretical Thought in Music / ed. by G. McQuere. Ann Arbor: UMI Research Press. Repr. Rochester: University of Rochester Press, (1983) 2009. P. 109– 164.

Sabaneev L. Modern Russian Composers / trans. by J.A. Joffe. New York: International Publishers, 1927.

Tull J. B.V. Asafiev’s “Music Form as a Process”: Translation and Commentary. PhD diss. Ohio State University, 1977.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2019 Philip Ewell

URL лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/