«Своё» как «чужое», «чужое» как «своё»: автоцитаты, цитаты и компиляции у Прокофьева
Аннотация
Статья посвящена особенностям творческого метода Прокофьева – использованию автоцитат, фольклорных цитат и компиляций на основе русского народного музыкального материала. Имманентное качество мышления Прокофьева – не эмоциональное, а скорее рационально-технологическое, структурное отношение к тематизму – позволило композитору довести идею использования автоцитат до значительных масштабов. В его наследии пока обнаружено повторение 26 полных номеров либо разделов и 20 музыкальных тем; в трёх из этих 46 случаев тематизм повторен дважды. Особняком стоит автоцитата, трактуемая автором в традиционном понимании, как аллюзия, знак или «сувенир» – повторение фрагментов темы Марша из оперы «Любовь к трём апельсинам» во втором акте балета «Золушка».
В результате анализа набросков и эскизов Прокофьева, его музыкальных и литературных сочинений путь от создания яркого и уникального тематизма к форсированию компилятивного метода предстаёт как закономерное движение, охватывающее несколько последовательных этапов. Первый из них начался в середине 1930-х; он характеризуется созданием музыки, стилистически соответствующей определённым славянским фольклорным моделям – походным, плясовым и протяжным песням. Второй этап можно отметить в процессе работы над оперой «Семён Котко», когда Прокофьев обратился к фольклорным сборникам. Третий этап наступил во время Великой Отечественной войны. В эти годы авторское высказывание композитора утратило цельность, разделившись на тематизм, обусловленный идеологическими клише и предназначенный, как правило, для развёрнутых сценических сочинений, а также тот, что был использован в «творческой мастерской» – в камерных и симфонических опусах.
Отдельный, хотя и пунктирно намеченный, сюжет статьи составляют противоречия и прямые контрасты между сказанным гением словом и написанной музыкой, что является одной из всегда актуальных проблем музыковедения.Полный текст:
PDFЛитература
Булычева А.В. Подлинная история оперы «Повесть о настоящем человеке» // Прокофьев Сергей. Письма. Воспоминания. Статьи / Ред.-сост. М.П. Рахманова, науч. ред. М.В. Есипова. Труды ГЦММК имени М.И. Глинки. М.: «Дека–ВС», 2007. С. 179–223.
Вишневецкий И.Г. Сергей Прокофьев (серия ЖЗЛ).
М.: Молодая гвардия, 2009.
Власова Е.С. Проблемы изучения материалов творческой биографии С.С. Прокофьева в фондах государственных и общественных организаций РГАЛИ [Электронный ресурс] // Встречи с прошлым. Виртуальный журнал РГАЛИ. 2008. URL: http://www.rgali.ru/object/210799242#!page:1/o:210799242/p:1. (Дата обращения 16.05.2017).
Компиляция (программирование) [Электронный ресурс] // Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A% D0%BE%D0 %BC%D0%BF%D0%B8%D0%BB%D1%8F%D1%82%D0%BE%D1%80/. (Дата обращения 16.05.2017).
Курдюмова М.В. Опера С.С. Прокофьева «Война и мир» (первая редакция). Дипл. раб. / Науч. рук. Н.П. Савкина. Рукопись.
М.: МГК, 2005.
Лобачева Н.А. Вариация на казахскую тему.
О неосуществленной опере С.С. Прокофьева «Хан Бузай» // Музыкальный вестник Московской консерватории. 2010. № 1.
С. 154–167.
Луцкая Е.Л. Спектакль молодых. Балет С. Прокофьева «Сказ о каменном цветке» в Ленинградском театре имени Кирова // Советская культура. 1957. 28 мая. С. 3.
Мендельсон-Прокофьева М.А. О Сергее Сергеевиче Прокофьеве. Воспоминания [1938–1950]. Дневники [1951–1967] / Предисл., комм., указатели, фотоальбом – Е.В. Кривцова. М.: Изд-во «Композитор», 2012.
Нестьев И.В. Жизнь Сергея Прокофьева. М.: Сов. композитор, 1973. Изд. 2-е, перераб. 663 с.
Петухова С.А. Ростропович, Мясковский, Прокофьев, Шостакович: виолончельное [Электронный ресурс] // Искусство музыки: теория и история. Электронное периодическое рецензируемое научное издание. 2013. № 8. С. 71–113. URL: http://sias.ru/upload/iblock/b4f/petyhova.pdf. (Дата обращения 16.05.2017).
Прокофьев о Прокофьеве. Статьи и интервью / Ред.-сост. В.П. Варунц. М.: Сов. композитор, 1991.
Прокофьев С.С. Автобиография. М.: Сов. композитор, 1982. Изд-е 2-е, доп.
Прокофьев С.С. Автобиография. Годы пребывания за границей и после возвращения на родину [Глава 3] // Прокофьев С.С. Материалы, документы, воспоминания / Сост., ред., примеч. и вступ. статья С.И. Шлифштейна. М.: ГМИ, 1961. Изд. 2-е, доп. С. 163–196.
Прокофьев С.С. Дневник. Ч. 1: 1907–1918. Paris: Serge Prokofiev estate, 2002.
Прокофьев С.С. Дневник. Ч. 2: 1919–1933. Paris: Serge Prokofiev estate, 2002.
[Рахманова М.П.]. Комментарии // Сергей Прокофьев. Музыка к фильму Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». Соч. 116. Партитура. Авторский текст / ГЦММК им. М.И. Глинки. Гамбург: муз. изд-во «Ханс Сикорски», 1997. С. 226–235.
ВМОМК. Ф. 33 (Прокофьев С.С.). Инв. 383, № 6405. Соната для виолончели и фортепиано ор. 119. Автограф. 20 л.
РГАЛИ. Ф. 1929 (Прокофьев С.С.). Оп. 1. Ед. хр. 7. «Записная книжка с материалами оперы “Огненный ангел”». Б/н, б/д. 6 л. с об.
РГАЛИ. Ф. 1929. Оп. 1. Ед. хр. 83. Наброски к балету «Сказ о каменном цветке». Б/д. 91 л.
РГАЛИ. Ф. 1929. Оп. 1. Ед. хр. 84. Наброски к балету «Сказ о каменном цветке». Авторская дата: 6 сентября 1948. 12 л. с об.
РГАЛИ. Ф. 1929. Оп. 1. Ед. хр. 284. Нотная записная книжка № 4. Авторская дата: 28 ноября 1931. 24 л. с об.
РГАЛИ. Ф. 1929. Оп. 1. Ед. хр. 285. Нотная записная книжка № 5 б/д [начало 1930-х]. 24 л.
РГАЛИ. Ф. 1929. Оп. 1. Ед. хр. 286. Нотная записная книжка б/н [№ 6]. Авторская дата: январь 1933. 32 л. с об.
РГАЛИ. Ф. 1929. Оп. 1. Ед. хр. 287. Нотная записная книжка № 7. Авторская дата: 14 мая 1935. 24 л.
РГАЛИ. Ф. 1929. Оп. 1. Ед. хр. 290. Нотная записная книжка № 10. Авторская дата: 2 октября 1940. 64 л.
РГАЛИ. Ф. 1929. Оп. 1. Ед. хр. 291. Нотная записная книжка № 11 б/д. 110 л.
РГАЛИ. Ф. 1929. Оп. 1. Ед. хр. 292. Нотная записная книжка № 12. Авторская дата: 26 августа 1947. 32 л. с об.
РГАЛИ. Ф. 1929. Оп. 1. Ед. хр. 293. Нотная записная книжка № 13. Авторские даты: 1950, 19 сентября 1952 и 4 февраля 1953. 59 л.
РГАЛИ. Ф. 1929. Оп. 1. Ед. хр. 987. Замечания Н.Я. Мясковского о музыке к балету «Каменный цветок» (11 февраля 1949). Автограф.
РГАЛИ. Ф. 1929. Оп. 1. Ед. хр. 1055. Русские народные песни Свердловской области, находящиеся в фонетической записи в Кабинете народной музыки Московской консерватории, в расшифровке Б.Ф. Смирнова и А.Н. Аксенова, сделанной для Прокофьева (1948). 8 л.
РГАЛИ. Ф. 1929. Оп. 2. Ед. хр. 131. Записная книжка с переводами английских и французских слов и выражений, записями музыкальных тем и шахматных партий. Б/н, б/д. [1920-е – 1930-е]. 48 л. с об.
РГАЛИ. Ф. 1929. Оп. 2. Ед. хр. 586. Затаевич А.В. Сборники киргизских и казахских песен (1925, 1931, 1934) с дарственными надписями автора Прокофьеву (26 января 1927 и 11 апреля 1934) и с его отметками (1946). 509 л.
РГАЛИ. Ф. 1929. Оп. 3. Ед. хр. 248. Песни из сборников Затаевича, выписанные по указанию Прокофьева (1946). 16 л.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
(c) 2017 Svetlana A. Petukhova
URL лицензии: https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/